Следственному комитету при МВД России все-таки удалось арестовать 100% акций ОАО "НК "Русснефть", президент которой Михаил Гуцериев обвиняется в уклонении от уплаты налогов и незаконном предпринимательстве, пишет сегодня газета "Коммерсант".

Формально бумаги принадлежат не господину Гуцериеву, а самостоятельным компаниям, через которые контроль над "Русснефтью" скоро должен получить Олег Дерипаска. Этой сделке арест акций не помешает, но, по мнению экспертов, может вдвое снизить стоимость нефтекомпании.

Вчера стало известно, что следственному комитету при МВД РФ со второй попытки удалось арестовать 100 тыс. (100%) акций ОАО "НК "Русснефть"". Постановление об аресте вынес Лефортовский районный суд Москвы вечером 31 июля, после того как днем 31 июля Тверской райсуд Москвы в аресте акций следователям отказал . Ходатайства об аресте направил заместитель начальника отдела по налоговым преступлениям СК Сергей Шамин, расследующий дело об "уклонении от уплаты налогов" и "незаконном предпринимательстве" в отношении Михаила Гуцериева и других топ-менеджеров "Русснефти" (срок следствия по делу продлен до 8 сентября).

Суд постановил наложить арест на 15,2 тыс. акций "Русснефти", находящихся у ЗАО "Миланфо", 20 тыс. акций - у ЗАО "Евангелика", 9,7 тыс. - у ОАО "ИК 'Надежность'", 20 тыс. - у кипрской компании "Шеддок Трейдинг Лтд", 20 тыс. - у ЗАО "Спектр" и 15,1 тыс. - у ЗАО "Млада".

Этим шести компаниям, согласно отчету "Русснефти" за первый квартал 2007 года, и принадлежит 100% акций нефтекомпании. Президент "Русснефти" Михаил Гуцериев, хотя и считается владельцем компании, формально не контролирует даже ее акционеров. Все фирмы-акционеры, согласно отчету "Русснефти", подконтрольны офшорным компаниям. Информационная система СПАРК и единый госреестр юридических лиц дают сведения о том, что среди учредителей ряда фирм-акционеров "Русснефти" есть российские граждане, однако Михаил Гуцериев среди них отсутствует.

Как отмечает "Коммерсант", следователи не объясняют, как была доказана связь между акционерами "Русснефти" и лично Михаилом Гуцериевым, то есть что послужило основанием для ареста акций, не принадлежащих фигурантам уголовного дела. "На практике бывают случаи ареста имущества компаний, которые с формально-юридической точки зрения не имеют отношения к фигуранту уголовного дела",- комментирует адвокат адвокатского бюро "Бартолиус" Юлий Тай. Он объяснил, что следователи, как правило, основывают свою позицию на косвенных доказательствах, предоставляя суду в том числе оперативные данные. "Часто собственники имущества обжалуют такие постановления об аресте - в ряде случаев удачно",- сообщил адвокат.

В пресс-службе Мосгорсуда сообщили, что владельцы арестованных акций "не могут распоряжаться ими вплоть до принятия окончательного решения по делу". Однако недавно стало известно о готовящейся сделке по продаже акций "Русснефти" структуре Олега Дерипаски "Базовый элемент". Структуры "Базэла" уже подали заявку на покупку в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), и, как удалось выяснить, на совершение сделки арест акций не повлияет.

Источник в ФАС рассказал изданию, что сделка по продаже "Русснефти" Олегу Дерипаске заключается между офшорными компаниями: фирмы господина Дерипаски выкупают акции фирм-акционеров "Русснефти" (их акции не арестованы). В пресс-службе "Базэла" сообщили, что до получения одобрения ФАС этой сделки компании нечего комментировать, а в ФАС вчера заявили, что процесс одобрения будет долгим, поскольку "Базэл" подал не ходатайство, а лишь заявку о намерении приобрести нефтяную компанию.

Директор аналитического управления ИК "Антанта Капитал" Георгий Иванин уверен, что арест акций "Русснефти" Олегу Дерипаске выгоден, поскольку позволит торговаться с продавцом: "Господин Дерипаска теперь может довести дисконт до 50%, то есть цена нефтекомпании может составить $3-4,5 млрд (сам господин Гуцериев оценивал "Русснефть" в $9 млрд, а эксперты называли цену $6 млрд)".

Представитель пресс-службы Сбербанка сообщил "Коммерсанту": "Мы знаем информацию, что арестованы акции "Русснефти", но никаких комментариев по этому вопросу не даем".

Источник http://top.rbc.ru/economics/09/08/2007/112362.shtml