ВЕДУЩИЙ: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы на сайте «Приоритетные национальные проекты» rost.ru проводим интернет-конференцию с руководителем Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергеем Ивановичем Кругликом. Сергей Иванович, мы Вас приветствуем, добрый день.

фото РИА-НовостиС.КРУГЛИК: Добрый день.

ВЕДУЩИЙ: Интернет-конференция посвящена реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и развитию жилищного комплекса. На протяжении двух недель мы собирали вопросы у интернет-аудитории и к самой конференции постарались выбрать самые, на наш взгляд, интересные и важные, которые сегодня предлагаем вниманию Сергея Ивановича.

Интернет-конференция будет построена следующим образом. Мы постараемся в течение часа-полутора, часа-пятнадцати задать как можно больше вопросов от интернет-аудитории, а затем предоставим слово присутствующим в зале журналистам.

Итак, первый вопрос, он довольно общий, но важный. Задает его Ирина Игоревна Волкова, работник ЖКХ из Ростовской области. Работник ЖКХ, кстати. «Сергей Иванович, расскажите о достижениях в строительной области в 2006 году». Потом будет вопрос про 2007 год.

С.КРУГЛИК: Понятно. На самом деле, интересный вопрос задает работник ЖКХ о развитии строительной отрасли, поскольку, наверное, уже надоело работать на старом и ветхом жилье, да?

Достижения действительно нормальные, то есть рост ввода жилья составил 16%. Понимая, что общий рост экономики в прошлом году менее 7%, это достаточно серьезный результат. Мы в общем-то вошли в этот год в рамках показателей программы, то есть планировалось 50,8 миллиона квадратных метров жилья ввести, но поскольку в позапрошлом году было отставание, введено 50,6 миллиона квадратных метров.

Что касается в целом рынка жилья. Порядка 50% сконцентрировано в десяти регионах, причем лидерами являются такие, как Московская область, это порядка 12,8%, Москва и Краснодарский край – это лидеры, которые в этом году точно так же лидируют, но уже чередуясь друг с другом.

Вот такой атакой характеризовалось строительство. Причем произошло увеличение где-то на 4–5% ввода индивидуального малоэтажного домостроения, то есть эта тенденция, особенно в южных регионах, продолжает усиливаться.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Сергей Иванович, следующий вопрос касается уже 2007 года, его первого полугодия. Задает его Ольга Вячеславовна из Московской области. «Уже заканчивается первое полугодие 2007 года, какие результаты жилищного строительства достигнуты?»

С.КРУГЛИК: На самом деле эти результаты, я не думаю, что будут до конца года продлены, потому что есть, допустим, Сибирский федеральный округ, где сейчас по коротким прогнозам должен выйти 50-процентный рост по сравнению с прошлым годом. В среднем это порядка 35–40% за полугодие – достаточно серьезный рост. Почему такой?

Пожалуй, этот год будет первым, когда не будут сдавать более 40% в конце года, а достаточно ритмично на протяжении всего года, потому что была довольно мягкая зима, когда строители могли строить и сдавать жилье.

И именно такое ритмичное распределение жилья влияет на распределение цены на рынке, потому что когда сдают скопом, это роняет цену на рынке, зато весь – голодный промежуток, пока не сдается жилье, это влияет на рост цены.

Поэтому в нынешнем году рост происходит ритмично и составляет порядка 40%. В среднем в первом полугодии будет введено порядка 16 млн кв. м жилья, и мы надеемся, что в итоге к концу года выйдем не на 56 млн запланированных, а это большая цифра, поскольку напомню, 4 года назад она составляла 33 млн, я думаю мы выйдем на 60–61 млн кв. м, превзойдя все плановые показатели 2007 года.

ВЕДУЩИЙ: Понятно, спасибо. Третий вопрос задает военнослужащий из Москвы Чернобровкин: «Почему нельзя организовать электронную базу (в регионах, субъектах, в федеральных органах власти, осуществляющих обеспечение жильем граждан от имени государства), где были бы отражены основные моменты: перечень учтенных в субъекте (органе власти) очередников; план выделения им жилья; план строительства коммерческого жилья...»

С.КРУГЛИК: Ну, что касается регионов, то во многих из них эта электронная база создана. В федеральных органах, в частности, создана база практически по всем субъектам РФ по тем программам, в соответствии с которыми мы обеспечиваем жильем ту или иную категорию граждан.

Электронная база у нас сформирована два года назад, и мы в режиме реального времени можем сказать, какой в очереди стоит семья, допустим, военнослужащих, или «чернобыльцев», или переезжающих северян. Можем сказать, по какому конкретному адресу и в какое время людям будет предоставлено в соответствии с трехлетним бюджетом это жилье.

Единственный недостаток в том, что, действительно, регионы свои базы не доводят, а у нас эта база открыта. Просто нужно, наверное, в них ориентироваться. У нас есть свой сайт – росстроевский, – который делает по базе жилья отсыл на учреждения, на объединенную дирекцию по реализации жилищных программ, которая ведет все эти программы.

Поэтому, если это людей интересует, можно через наш сайт обратиться туда и получить всю информацию в рамках тех обязательств, которые несет государство перед определенными лицами в соответствии с федеральными законами – это «чернобыльцы», переселенцы, военнослужащие и еще три-четыре категории.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. «Думали взять ипотечный кредит, но не знаем, с чего начать, в какой банк обратиться. Помогите, пожалуйста», – спрашивает Кирилл Викторович, работник бюджетной сферы, Ярославская область.

С.КРУГЛИК: Ярославская область. На самом деле мне странно, что из Ярославля поступают такие обращения, поскольку в прошлом году на этом рынке работало 660 кредитных организаций. Сегодня нет областного центра, где бы не было системы кредитования.

И сегодня такая смешанная система, допустим, и кредитования, и строительства есть в таких организациях, как ПИК. «ПИК-регион» работает практически во всех регионах, «Сбербанк» предоставляет такие кредиты, «Внешторгбанк», особенно ВТБ-24, который в общем-то и создан для этих целей. И многие-многие другие.

И в Ярославле опять же создано достаточно давно агентство по ипотечному кредитованию, куда всегда можно обратиться и получить информацию, где лучше взять кредит.

А вот получить совет с федерального уровня крайне сложно, поскольку все-таки это рынок и нужно ориентироваться самим: где выгоднее, где ниже процентная ставка, где более длинное предоставление. Сегодня уже во многих регионах, в частности и по «Сбербанку», и по ВТБ, это порядка 25–30 лет предоставления подобного рода кредитов, поэтому здесь должен каждый сориентироваться сам.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. «Добрый день, мне 33 года. Воспитываю дочь 7 лет, не замужем (одинокая мама). Скажите, как нам с дочерью приобрести жилье по ипотеке, но без скрытых процентов. Я зарабатываю 11 тысяч рублей в месяц. Скажите, какие есть проекты для нас с дочерью для покупки жилья?» Работник бюджетной сферы, Молодцова Лана Вячеславовна, Краснодарский край.

фото РИА-НовостиС.КРУГЛИК: На самом деле есть еще региональные программы для бюджетников, нужно ими поинтересоваться. Допустим, мы в прошлом году разбирали программу для Читинской области, где (особенно при прошлогоднем росте) рост был более 40% на первичном рынке. Мы просто раскладывали всю ситуацию, и для бюджетников, как правило, администрация занимается погашением процентной ставки.

Я не помню, как сейчас это происходит по Краснодару, возможно, есть такие условия, особенно в этом году. Потому что в прошлом году ипотечное кредитование где-то в два с лишним раза превзошло ожидания, а в этом году, я думаю, превзойдет в четыре раза. Но поскольку в каждом регионе есть свои особенности, особенно для работников бюджетной сферы, то здесь возможны два варианта: либо мы по адресу можем сами ответить, какие существуют льготы для бюджетников, либо задавший вопрос сам обратится в администрацию и получит эту информацию.

ВЕДУЩИЙ: Говоря об ипотеке, следующий вопрос задает Дмитрий Викторович Иванов, госслужащий из Мурманской области – довольно философский: «В чем смысл государственной поддержки ипотечных программ?»

С.КРУГЛИК: Если говорить о смысле, могу сказать, что вся система заработала с 2000 года, когда принимались порядка 12 законов, то есть решалась самая сложная задача – сдвинуть все с мертвой точки. То есть на 2–3 года все банки готовы были предоставлять кредиты, но вот дальше, на 10, на 12 лет, никто не мог себе представить, что эти кредиты могут получать.

Поэтому было создано Агентство по ипотечному кредитованию, через которое и осуществляется поддержка государством становления этого института. Заключается она в том, что выкупаются трехлетние кредиты и рефинансируются на достаточно длительный период. Поэтому за такой короткий период на этом поле появилось 660 игроков только в прошлом году, и я думаю, в этом году количество участников – я имею в виду кредитно-финансовых институтов – еще увеличится.

Сейчас мы рассматриваем стратегию развития Агентства по ипотечному кредитованию на наблюдательном совете. Я думаю, подобного рода поддержка будет уже не нужна. На самом деле те механизмы, которые принимаются сегодня в макроэкономике страны, для того чтобы это приводило к снижению инфляции, а значит, и снижению процентных ставок, они будут позволять, и мы это уже видим – я уже говорил, что банковская система начинает предоставлять длительные кредиты со снижением процентов до 11, до 10, до 10,5, а через год-два, я думаю, это будет уже 8–9%. И такие кредиты будут уже достаточно доступными для 30% населения, это точно.

ВЕДУЩИЙ: Вы во второй половине ответа как раз ответили на следующий вопрос, который здесь был: «Какова сейчас средняя процентная ставка по ипотечным кредитам по России?» Правда, Вы можете уточнить – и в Новосибирской области в частности? Это интересуется Бочкарева Ирина, студентка высшего учебного заведения, Новосибирская область.

С.КРУГЛИК: 11–12% . В этом году будет – сейчас банки провозгласили – со второго полугодия порядка 10,5%.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Сергей Иванович. Следующий вопрос касается молодой семьи. Михаил Константинович, предприниматель, Краснодарский край: «Какие семьи попадают под определение «молодая семья» и могут рассчитывать на получение субсидии на покупку жилья?»

С.КРУГЛИК: Семьи в возрасте до 30 лет включительно попадают в эту категорию, причем субсидия, на первый взгляд, кажется несколько странной, потому что разговор идет о погашении первоначального взноса либо части первоначального взноса.

Все зависит от стоимости жилья, от конкретного региона, поскольку есть своя методика расчета, исходя из такой пропорции: 10% – федеральный бюджет и 30% – субъект Российской Федерации и муниципалитет.

Практически сегодня 72 субъекта Российской Федерации работают в рамках этой программы, исключение составляет Москва из-за высокой цены (там есть своя молодежная программа) и Калининградская область, у которой своя система поддержки молодых семей вплоть до снижения кредитов в «Сбербанке» до 5%. То есть первоначальный взнос не 20–30%, как везде, а где-то порядка 5%. Вот эти отличия. А все остальные условия для всех общие.

ВЕДУЩИЙ: В развитие этого вопроса. Инна Рогозина, домохозяйка из Челябинской области, интересуется, а куда, в какие органы надо обращаться для получения субсидии и какие конкретно документы предоставлять.

С.КРУГЛИК: На самом деле этим занимаются областные администрации. Есть в каждом городе и в областной администрации управление, связанное с обеспечением жильем населения, и они, как правило, ведут эти программы.

ВЕДУЩИЙ: Понятно. Спасибо. Теперь довольно такой распространенный вопрос. Не распространенный, а развернутый вопрос. «При проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка под многоэтажное жилищное строительство на него выставляется земельный участок, прошедший кадастровый учет, при условии получения технических условий и соблюдения некоторых других условий. После выигрыша победитель вынужден тратить до 9 месяцев на разработку и экспертизу проектно-сметной документации, при этом уже оплачивая аренду участка, но не имея возможности работать на нем. Не было бы правильнее и логичнее включать в пакет исходно-разрешительной документации на земельный участок, выставляемый на аукцион, уже разработанную проектно-сметную документацию, что позволит до 6 месяцев хотя бы сократить срок освоения земли?» Кузин Алексей Геннадьевич, строительство, Чувашская Республика.

С.КРУГЛИК: Я не знаю, почему так долго получается в Чувашии. На самом деле здесь не сказано, под какой вид строительства, поскольку сегодня, если говорить об экспертизе, то для жилья повторного применения вообще экспертизы не требуется.

Во-вторых, все правильно, выставляется на конкурс с градостроительными ограничениями, но без проектно-сметной документации, которая должна лежать на плечах застройщика. Потому что ему реализовывать этот проект и на самом деле за него этот проект никто делать не будет, там есть ограничение по этому проекту.

Вероятнее всего, сложность заключается в том, что участок, о котором идет речь, без инженерной инфраструктуры, а только по краям поставлены точки подключения. И вот это вызывает достаточно длительный процесс согласования в ресурсоснабжающих организациях.

Уже сейчас в Чебоксарах отрабатывается опыт на новом микрорайоне, и я думаю, что задающий вопрос это хорошо знает – между Чебоксарами и Новочебоксарском строят малоэтажный «миллионник», где уже сами сетевые компании, газовики, энергетики протягивают к этому участку свои сети, и уже внутриплощадочные сети будут разводить с помощью стоимости одного квадратного метра. На этот проект тоже ушел год, хотя он делался властью, совместно с Внешторгбанком.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Вас просят разъяснить теперь некое противоречие, с точки зрения автора письма. Сергей Валерьевич Данилов из Кемеровской области: «Прошу разъяснить противоречие. Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации семья для постановки на учет должна быть малоимущей, а для получения ипотечного кредита семья должна иметь достаточные доходы».

С.КРУГЛИК: Я не понимаю, в чем противоречие. В 2004 году мы считали, что где-то порядка 10% населения может взять ипотечный кредит. Что касается сегодняшнего момента, то этот диапазон уже расширен – более 20% населения пользуется ипотечными кредитами. А малоимущие – эта та категория, которая должна обеспечиваться за счет государства в лице муниципалитетов бесплатным жильем.

Причем это не те малоимущие, по которым мы делаем оценки, – вот вчера в Совете Федерации многие контактировали с прессой и объясняли, что это зависит от корзины доходов и расходов. На самом деле не эти малоимущие имеются в виду, а в данном случае это малоимущие по отношению к стоимости жилья в конкретном регионе – это те, кто не может ни купить жилье, ни взять в аренду.

Эта категория становится с 1 марта 2005 года на отдельный учет, то есть все правовые гарантии сохраняются по старой очереди и формируется в каждом муниципалитете новая очередь. И вот эти малоимущие – не по отношению к потребительской корзине, а именно по отношению к жилью в конкретном регионе, – они становятся на учет и обязаны быть обеспечены жильем по бессрочному договору социального найма.

ВЕДУЩИЙ: Сергей Иванович, подскажите, пожалуйста, в течение какого времени после подачи заявления предоставляются квартиры по подпрограмме? Людмила Владимировна, учитель, Вологодская область.

С.КРУГЛИК: По какой?

ВЕДУЩИЙ: К сожалению, тут не указано.

С.КРУГЛИК: На этот вопрос сложно ответить, у нас достаточно много программ, и очереди ведут субъекты Российской Федерации. Если говорить о молодых специалистах, то сегодня бюджеты субъектов Российской Федерации сформированы таким образом, что из 5,6 млрд рублей мы по последнему конкурсу смогли определить только 2,1, а более 3 млрд не востребованы.

Поэтому, если субъекты скорректируют свои бюджеты в ближайшее время, мы объявим еще дополнительный конкурс.

Я думаю, что это идет разговор о молодой семье? Практически такая очередь в этих 72 субъектах в два раза ускорится. А чтобы ответить конкретно, нужно работать с местным органом власти, который ведет этот учет.

фото РИА-НовостиВЕДУЩИЙ: А вот Вас спрашивает юрист Маргарита Юрьевна Попова из Томской области: «Субсидия предоставляется только после заключения кредитного договора? А если ребенок рождается, например, в процессе подготовки документов и занесения в списки, до заключения договора, выплачивается ли в данном случае вышеуказанная субсидия?»

С.КРУГЛИК: В прошлом году это было невозможно, поскольку были жесткие правила, что ни субъект, формирующий списки, ни мы, как государственный заказчик, не имели права вносить изменения в подпрограмму, независимо от того, какие изменения происходили в семье, в составе участников и так далее.

С этого года будут внесены изменения, которые позволяют и субъекту вносить изменения, и нам. И поэтому в случае рождения ребенка картина будет корректироваться. Это, я думаю, будет с сентября месяца.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Екатерина, журналист, Санкт-Петербург. «В связи с чем было принято решение об отмене лицензирования? Почему старая система не оправдала себя? И чего Вы ждете от введения новой организации СРО? Не приведет ли это к путанице и дестабилизации отрасли? Фактически останутся лишь крупные компании, что создаст эффект монополизации. Как сможет попасть на рынок новичок, ведь СРО будут отвечать за своих членов, а брать на себя ответственность за новичка никто не захочет. Спасибо большое за ответ». СРО – это?..

С.КРУГЛИК: Это саморегулируемые организации. На самом деле вопрос не журналистский, вопрос профессиональный.

Почему мы решили отказаться от лицензирования? Поскольку лицензирование в строительстве не носит той функции, которая бы обеспечивала доступ на рынок квалифицированных организаций. Причем если это был Советский Союз, вопросов не было – ограниченное количество участников и так далее. Сегодня их все больше и больше, и вот сегодня, я могу вам сказать, только лишь на нашем рынке работает более 700 зарубежных организаций. И чем привлекательнее наш рынок, тем больше этих организаций.

Выдавать лицензии и осуществлять контроль за лицензионной деятельностью практически становится невозможным. Это превращается в формальную процедуру.

Тем не менее сегодня – вот 12 часов уже прошло – значит, сейчас уже будут приняты во втором и третьем чтении поправки к закону о продлении лицензирования еще на один год.

Мы не торопимся с решением вопроса о саморегулируемых организациях, боясь того, и Вы абсолютно правы, что это может быть просто монополизацией некоего рынка и превращением вопросов доступа на этот рынок в коммерческую деятельность тех, кто первым пришел в качестве саморегулируемых организаций.

И вот эти саморегулируемые организации потом станут не организациями, которые отвечают за своих участников, а тем барьером, который может появиться на этом рынке, достаточно высоким и достаточно дорогим.

Поэтому существует несколько вариантов законопроектов, из них сделан некий свод, но я думаю, что ни в весеннюю сессию, ни в осеннюю этот вопрос рассматриваться не будет, поскольку его надо тысячу раз взвесить, а потом уже принимать без всякой оголтелости.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. А теперь письмо из Америки, виртуальное письмо, по электронной почте. Евгений Григорьевич Гор, видимо, наш бывший соотечественник, штат Коннектикут. «Добрый день. Мы неоднократно посылали в различные органы наше предложение по строительству завода модульного домостроения, который сможет гарантированно, быстро и по доступным ценам производить дома малой этажности. В ответ практически получили пару отписок, а то и вовсе молчание. Создается впечатление, что государственные структуры, как и в старые времена, абсолютно не заинтересованы в улучшении жилищных условий населения, и все эти лозунги так и будут на бумаге. Есть ли в Вашем аппарате люди, реально заинтересованные в таком сотрудничестве с Америкой?» Он приводит название компании, но мы его не оглашаем, естественно.

С.КРУГЛИК: Вы понимаете, отвечать сложно на этот вопрос. Строительный рынок был приватизирован одним из самых первых, и уже 6–7 лет назад на 98% состоял из рыночных структур, никакого присутствия государства там не было.

Точно так же по производству строительных материалов – аналогичная ситуация. Заводов по модульному домостроению уже предостаточно в Подмосковье, и я могу привести примеры строительства модульных гостиниц во Владимирской области, модульного жилья в Подмосковье и многих других вопросов, которые связаны с этим домостроением.

И навязывать регионам либо какому-то городу построить тот или иной завод – это не удел государства, здесь нужно просто быть участниками рынка, оценить его, сделать некий свой анализ и после этого уже предлагать эти услуги на рынке, но не через властные структуры, потому что это называется лоббированием.

Поэтому, Бога ради, пусть приходят любые компании. Я уже назвал, сколько у нас строительных компаний, даже сегодня появляются австралийские, я уже не говорю о китайских, японских, каких угодно. Рынок ни для кого не закрыт, нужно на нем просто работать, а не через государственные структуры.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Теперь такой житейский вопрос, жизненный. «Если молодая семья получает субсидии по погашению кредита, а потом через какое-то время супруги разводятся и перестают быть семьей, продолжают ли они получать субсидии?» Кирилл Юрьевич, научный работник, Псковская область.

С.КРУГЛИК: Разговор идет о том, что это разовая субсидия на погашение первоначального взноса либо часть его. Я еще раз оговариваюсь, потому что не в каждом субъекте Российской Федерации первоначальный взнос – 30% от стоимости квартиры, наше погашение может быть и 20%.

Но вот они погасили, мы, все три уровня бюджетной системы, погасили, семья въехала. Если она распадается, и те, кто остался, обеспечивает возврат кредита, то никаких проблем не будет. Но если возврата кредита не будет, то жилье продается, разница, которую они потратили, им возвращается, а остальное выставляется на рынок. Вот и все.

ВЕДУЩИЙ: Понятно. Иван Александрович, Ингушетия. «Что необходимо сделать гражданину, участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программой «Жилище» на 2002–2010 годы, чтобы претендовать на получение государственного жилищного сертификата в планируемом году?»

С.КРУГЛИК: Если это увольняемый военнослужащий, данные списки формируются Министерством обороны. Если это уволенный ранее военнослужащий, а я думаю, что это он, живущий в Ингушетии, то эти списки формируются субъектом Российской Федерации.

И по этим сформированным спискам, исходя из распределения по ежегодной программе, тому или иному субъекту Российской Федерации предоставляется количество сертификатов, пропорциональное общей системе и пропорциональное количеству очередников. То есть заскочить вперед он не сможет, он будет двигаться так, как все получают. А вот в этом году ничего не сделаешь – есть правила, которые утверждены постановлением Правительства.

ВЕДУЩИЙ: Следующий вопрос касается той же программы, подпрограммы. «Могут ли принять участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» инвалиды, в том числе инвалиды Великой Отечественной войны?» Анна Николаевна, пенсионерка, Волгоградская область.

С.КРУГЛИК: На данную категорию эта программа не распространяется. Есть подпрограмма «Инвалиды и ветераны», в соответствии с которой субъекту Российской Федерации перечисляется субсидия в размере стоимости 18 квадратных метров на одного из инвалидов. Если их двое – значит, на двоих. Перечисляется субъекту, и субъект уже принимает решение, как обеспечить это жилье. То есть отдельной программы как таковой нет. Есть подпрограмма, которая обеспечивает субсидии. В прошлом году по субъектам Российской Федерации были распределены 3,2 млрд таких субсидий.

ВЕДУЩИЙ: Такой вопрос. «Имеют ли право на получение государственного жилищного сертификата члены семей умерших граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф?» Наталья Ивановна Петрова, работник МУП, Магаданская область.

С.КРУГЛИК: Это распространяется только на участников, а не на членов их семей, насколько я помню.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо, тогда следующий вопрос, задает его Галина Алексеевна Егорова, учительница, Калининградская область: «Почему размеры безвозмездной субсидии, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, не соответствуют цене на рынке жилья?»

С.КРУГЛИК: Цена определяется не по первичному, не по вторичному рынку и не по областному центру, а по субъекту Российской Федерации, в тех случаях, если в программе принимается оценка по субъекту.

Если же она идет в целом по стране, то определяется с учетом первичного, вторичного рынка в целом по РФ, включая цену в небольших городах, с проживающими где-то до 100 тыс. человек. И поэтому она не соответствует ценам, которые складываются в Екатеринбурге или в каком-то другом городе.

Если говорить в целом, как она реализуется, поскольку цена – это ключевой вопрос, реализация происходит в полном объеме ежегодно и приблизительно в такой пропорции: 7% участников доплачивают за этот государственный сертификат, чтобы получить жилье в том объеме и в том месте, где они хотят, и порядка 8% участников получают квартиру меньшей площади.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо, тогда такой вопрос: «Какие механизмы на сегодня определяют формы государственно-частного партнерства для решения вопросов модернизации системы ЖКХ? Каковы перспективы развития ГЧП (государственно-частного партнерства) в ЖКХ? Есть ли реальные примеры ГЧП в сфере ЖКХ в России? Как ГЧП может улучшить качество услуг в сфере ЖКХ?» Данилин Николай, Московская область.

С.КРУГЛИК: Ну, например, концессионный договор. Договору такому всего лишь год именно в этом секторе, поскольку закон о концессиях был принят несколько раньше. Сегодня уже отрабатывается такого рода партнерство на ростовском «Водоканале», где инвестору гарантировано порядка 20 млрд рублей из инвестиционного фонда.

Сегодня ведется разговор и уже принято решение на инвестиционной комиссии о предоставлении 2 млрд на разработку проекта трансрегионального водопровода между Ставрополем, Астраханской, Волгоградской областями – только на проектирование – стоимостью 29 млрд рублей, который обеспечит водой в ближайшие годы опять-таки на концессионной основе, и государство в данном случае вкладывает деньги только в проектирование.

А дальше – на концессионной основе, это будет выбираться концессионер, вся эта система будет отработана по возврату вложенных инвестиций частными партнерами и возвращена в государственную собственность в конечном итоге через 20–25 лет. Вот такие примеры, их уже достаточно много, их прорабатывают.

Сложность в том, что по каждому объекту гораздо проще принять решение об арендном договоре со всеми его последствиями, нежели разрабатывать концессионный договор, который бы включал в себя и все элементы поведения власти в части регулирования тарифов, и все элементы, связанные с поведением инвестора и всех, кто принимает участие в сооружении либо модернизации этих объектов.

ВЕДУЩИЙ: Переходим к следующему вопросу. Задает его Репина Екатерина Александровна, госслужащая из Астраханской области. «Мы участники подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». B заявленных на 2007 год. Получили 19 июня 2007года информационный лист «Порядок получения субсидии и приобретения жилья», в котором уже был изложен расчет полагаемой субсидии. На каком основании Вы, как утверждают местные власти, до даты получения свидетельства провели расчет? И к тому же – по цене Госстроя 2006 года (11 тысяч – 1 кв. м)?»

С.КРУГЛИК: На самом деле производится расчет цен ежеквартально. Я думаю, что со следующего года это будет происходить раз в полгода, поскольку это влечет за собой достаточно серьезные издержки. Такие расхождения бывают, потому что цена устанавливается на момент выдачи сертификата, а срок действия сертификата – 9 месяцев. И, когда происходит уже его реализация, цена, бывает, меняется на протяжении двух-трех кварталов буквально на 30–40%, и здесь возникает недоразумение. Но таковы правила.

Мы своим решением изменить их не можем. Для этого будут внесены изменения в постановление Правительства, и мы сейчас работаем над тем, чтобы в следующем году уже перейти к полугодовому сроку.

Здесь просто нужно сократить время между выдачей сертификата и его реализацией. Это зависит во многом от самого участника, и поэтому чем быстрее сертификат будет реализован, тем будет ближе к реальным расчетам его цена.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. А «кто вообще осуществляет контроль над учетом и распределением государственных жилищных сертификатов в субъектах Российской Федерации?». Татьяна Новикова из Ленинградской области.

С.КРУГЛИК: Мы осуществляем контроль и учет. За последние четыре с лишним года было нарушений на 20 млрд рублей. Из них большая часть возвращена.

Как правило, идет разговор о выдаче двойных сертификатов военнослужащим. В остальном секторе нарушений практически нет. Практически все либо через суды, либо добровольно возмещают эти вещи, они возвращаются в бюджет и опять идут в оборот.

Почему это происходило? Потому что, вот я еще раз хочу отметить, электронная база данных, с чего мы начинали, у нас была сформирована буквально два года назад. До этого регионы могли позволять себе отклонения.

Сегодня мы видим, кто получает, когда получает, когда реализован сертификат, и буквально сразу же сличаем всю эту информацию. Ежегодно порядка 15–20 субъектов Российской Федерации подвергаются проверке по вопросам постановки на учет, выдачи сертификатов, правильности выдачи сертификатов и по всем остальным вопросам.

ВЕДУЩИЙ: «А можно ли повторно улучшать жилищные условия, используя субсидию на приобретение жилья, выделяемую посредством государственного жилищного сертификата?» Новгородская область, Виктория Викторовна.

С.КРУГЛИК: Ответ очевиден: нет. У нас все делается один раз.

ВЕДУЩИЙ: Тогда Ирина Александровна, временно неработающая, Киров: «Если гражданин не реализовал полученный государственный жилищный сертификат, имеет ли он право на повторное получение ГЖС, когда он сможет получить его вновь, какая субсидия будет рассчитана?»

С.КРУГЛИК: Имеет право, бывают форс-мажорные обстоятельства, по которым человек не может реализовать свое право, поэтому они сдаются, и, безусловно, не по старой цене, а опять-таки на момент выдачи сертификата будет определяться цена.

ВЕДУЩИЙ: «Уважаемый Сергей Иванович, – спрашивает Евгений Козырев, Пермский край. – Слышали, что лицензирование строительной деятельности собираются продлить после 1 июля 2007 года».

С.КРУГЛИК: Я уже говорил, что сегодня этот закон будет принят во втором и третьем чтении, я думаю, что он уже принят, потому что он одобрен Правительством, прошел в первом чтении, все фракции его поддержали, поэтому там никаких проблем не должно быть. А вот дальше он продлеваться, я думаю, уже не будет. Нет оснований.

ВЕДУЩИЙ: Довольно конкретный вопрос: «В целях избежания сотрудничества со строительными компаниями, не имеющими соответствующей лицензии, мы бы хотели получить перечень компаний, имеющих лицензию на право строительства. Как это можно сделать?» Антон, юрист, Нижегородская область.

С.КРУГЛИК: Это можно сделать. У нас практически в каждом субъекте РФ есть подразделение лицензионного центра. Вы можете сделать запрос и получить ответ, потому что эта информация открытая. Размещать просто на сайте общую массу – это будет колоссальное количество, поэтому, если будут такие предложения по конкретному субъекту РФ, мы обяжем, чтобы эта информация была в Интернете. То есть здесь никаких секретов нет, поскольку выдача эта идет добровольно, она идет в течение месяца. Но нужно понимать, что еженедельно мы выдаем порядка 1,5–2 тыс. лицензий.

ВЕДУЩИЙ: Следующий вопрос: «Скажите, инвалиды, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, смогут реализовать свое право на улучшение жилищных условий с использованием средств субсидии, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»?» Анастасия, Архангельская область, инвалид первой группы.

С.КРУГЛИК: Да, смогут. Но они должны понимать, что это как бы улучшение их условий, и по порядку, который еще принят в Советском Союзе, на протяжении пяти лет никакой поддержки от муниципалитета уже ждать не придется.

ВЕДУЩИЙ: Понятно. «Ветераны и инвалиды могут приобретать жилье у членов семей в виде доли приватизированной квартиры?» Владимир Игоревич Аксенов, пенсионер, Тюмень.

С.КРУГЛИК: Да, могут.

ВЕДУЩИЙ: «Что подразумевается под непосредственным управлением собственниками помещений в многоквартирном доме? Какие договоры собственники помещений должны заключать при непосредственном управлении?» Михаил Юрьевич Викторов, водитель, Удмуртия.

С.КРУГЛИК: На самом деле об этом много говорится. У нас даже был закон, который был принят специально в 1996 году о товариществах собственников жилья, затем он растворился в Жилищном кодексе. Идет разговор о формировании некой управляющей компании – товарищества собственников жилья, – которая является, так скажем, утрированно, первоначальным звеном в управлении жилой недвижимостью. Эти компании заключают договоры на работы, связанные с вывозом мусора, с обеспечением отоплением, горячей и холодной водой, канализованием, ремонтом и так далее, то есть то, чем занимается любой управленец, связанный с деятельностью по работе с недвижимостью. Вот эти договоры заключаются.

ВЕДУЩИЙ: Следующий вопрос такой. «Уважаемый Сергей Иванович! На нашем доме (сейчас такие объявления, кстати, висят, по-моему, на всех домах) висит объявление о собрании собственников жилья, на котором мы должны выбрать форму управления домом. Расскажите, пожалуйста, о плюсах и минусах различных форм управления. Помогите определиться, так как большинство жителей нашего дома только примерно представляют различие между управляющей компанией и ТСЖ. Спасибо». Евгений Дмитриевич, пенсионер, Калуга.

С.КРУГЛИК: Мы только что говорили о товариществе собственников жилья – это когда люди сами собрались, определили, кто у них будет старшим, определили размер вознаграждения и начинают жить по своим правилам. Приведу первые примеры, это где-то 1995–1996 год, когда люди спокойно сокращали свои затраты на эксплуатацию здания на 30–40% только за счет наведения порядка.

Что касается второго способа управления, это нанимается управляющая компания. Это более грамотный способ, но он, нужно понимать, приводит к тому, что эти расходы нужно оплачивать. Причем в таких случаях, когда идет выбор, лучше нанять на какое-то время юриста, который бы помог разобраться, оценить достоверность управляющей компании, законность ее пребывания на этом рынке.

То есть выбирается профессиональная компания, которая должна принимать решения управленческие, грамотные, недорого, которая имеет не 1–2 дома, а где-нибудь 800 тысяч – миллион квадратных метров жилья. И тогда это становится крайне эффективно, тогда эта профессиональная компания, конечно же, сыграет лучшую роль по отношению к вашей недвижимости, она сделает эту недвижимость и более ценной во времени, и более комфортной для проживания.

А разобраться – я еще раз говорю – лучше нанять юриста, который бы проанализировал рынок. Анализ можно делать по объявлениям, по беседам с теми компаниями, которые не один год работают на этом рынке, после этого организовать конкурс, перечислив требования, которые вы выдвинете исходя из анализа рынка, и избрать сроком на один год, не более, эту компанию.

Причем если это сделали за вас, потому что подобные объявления вывешивают не сами жители, а, как правило, органы местного самоуправления в лице эксплуатирующих и управляющих организаций, которые заинтересованы в сохранении данного бизнеса в собственных руках, ведь за прошлый год стоимость наших услуг составила 1,3 триллиона рублей, это серьезнейший бизнес появляется. На самом деле эту монополию нужно разрушить, чтобы создать действительно конкурентные условия.

Первые шишки, безусловно, уже набивают. Я думаю, все мы через это пройдем, как проходили через финансовые пирамиды, через долевое участие, так и через выбор на рынке, потому что мы, как всегда, относимся схоластично к этому вопросу. Поэтому если хотим хорошо выбрать, нужно нанять грамотных людей, которые нам помогут сделать этот выбор. Самим сделать это очень сложно.

ВЕДУЩИЙ: Сергей Иванович, Вы ответили буквально на следующие три вопроса, я их вкратце озвучу: «Если жильцы заключили договор с управляющей компанией, означает ли это, что они попали в бессрочную кабалу?»

Подробнее http://www.rost.ru/themes/2007/06/271749_9782.shtml