Точечная застройка давно стала язвой, разъедающей тело больших российских городов. Жителям внезапное появление строительной техники под окном сулит множество неприятностей: шум, строительный мусор, вырубленные деревья, а то и трещины на недавно вполне еще крепком здании с перспективой принудительно уехать с обжитого места в места весьма отдаленные. Однако, это только видимая часть айсберга. Участники прошедшего в ИА «Росбалт» брифинга «Точечная застройка или битва за Москву?» попытались приоткрыть общественности и другую «подземную» сторону проблемы, а заодно ответить на извечные вопросы – кто виноват и что делать?

Из выступления открывшего мероприятие председателя московской региональной организации «Справедливость» Андеря Столбунова, а равно и других участников, со всей неопровержимостью следовало, что альтернативы на самом деле никакой нет – борьба против точечной застройки и есть битва за Москву, потому что в противном случае, как объяснил главный московский диггер В. Михайлов, столица скоро в буквальном смысле превратится в сплошную «черную дыру» - под землю начнут уходить целые кварталы. По данным Михайлова, проседание и провалы в ближайшее время могут появиться даже в Кремле.

Причем поскольку провалы происходят у строительных площадок, точечная застройка особенно опасна для жителей, которые вынуждены жить в вечном ожидании либо обрушения потолка из-за трещин, либо провала дома под землю.

Особенно, досталось от участников брифинга  активно пропагандируемым  мэрией подземным  гаражам, которые достигают в глубину иногда 12-15 метров. Бетонные стенки этих гигантских коробок становятся своего рода дамбами, перекрывающими течение грунтовых вод и способствующими размыванию грунтовой подушки.

В этой связи, видимо, закономерным было присутствие на встрече лидера межрегионального движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова. Как известно, это движение уже объявило о начале кампании за отставку московского мэра за его намерение запретить гаражи-ракушки и в принудительном порядке загнать всех автомобилистов в те самые подземные паркинги.

Впрочем, как выяснилось автомобилисты и сами не рады такому количеству машин в Москве и готовы при движении по городу пересесть на общественный транспорт, но ждут от властей не «тупых запретов» или репрессивных мер, а нормализации работы и развития общественного транспорта. Так, в Бразилии, на пример которой сослался Лысаков, для общественного транспорта выделены специальные полосы, что позволяет автобусам и троллейбусам двигаться быстрее автомобилей.

Впрочем, гаражами претензии автомобилистов к мэру не исчерпываются. Мы все не только автомобилисты, но и пешеходы, жители, в конце концов, просто граждане России и нас касается все, что происходит в этой стране» - сказал В. Лысаков.

Виноваты в сложившемся положении, считают собравшиеся, коррумпированные чиновники и алчные строители. И те и другие получают огромные прибыли (первые – в виде взяток), а жители остаются лишними на этом празднике жизни. Попытки защититься через судебную систему не имеют успеха. Как был вынужден признать А. Столбунов (в миру – адвокат), «законы в России сейчас не работают, сложилась устойчивая практика их игнорирования». Выход, по его мнению, в создании институтов общественного контроля за действиями чиновников и строителей.

Одним из важных инструментов такого контроля могла бы стать независимая экспертиза, тем более, что как уверили выступающие, специалисты и даже аппаратура для такого обследования есть. Проблема – в отсутствии правового статуса такой экспертизы. Пока чиновники и строители имеют полное право ее не признавать. Более того, по инициативе столичных властей диггерам отныне запрещено   спускаться  под землю без специального разрешения префектов и городских бюрократов. Т.е. даже если жители за свой счет захотят сделать обследование ситуации в районе своего дома, они  по действующему законодательству не имеют права этого делать.

Однако, на вопрос, как добиться легализации данной процедуры, четкого ответа не прозвучало.

Также как не очень понятно, что даст анонсированный участниками брифинга сбор подписей москвичей за запрет уплотнительной застройки. Видимо, предполагается, что если собрать миллион подписей, как намерены инициаторы, Лужкову или его преемнику ничего не останется  другого как сдаться на милость общественного мнения  и немедленно  ввести требуемый запрет.

Впрочем, участники конференции не намерены ограничиваться  «бумажной» работой и готовы реагировать по каждому факту обращения граждан и инициативных групп, которых немало было представлено в зале.

ИА ИКД