Прошлая неделя в столице Удмуртии выдалась богатой на бюджетные новости. Во вторник, 29 мая депутаты Госсовета УР утвердили отчет об исполнении закона о бюджете за прошлый год и внесли поправки в бюджет текущего, узаконив уже потраченный республиканскими властями этой весной сверхплановый миллиард рублей. А еще через пару дней после сессии на официальном сайте www.udmurt.ru был обнародован отчет об исполнении консолидированного бюджета Удмуртии за январь-апрель 2007 года.

фотоПубличная оценка ситуации с бюджетом в устах представителей власти всегда беспроблемна. «Бюджетные перспективы Удмуртии внушают оптимизм» - гласила передовица в официальном печатном органе «Известия УР» по итогам сессии. Однако одну проблему (с оговоркой, что она носит общероссийский характер) удмуртские депутаты все же озвучили, проголосовав за обращение в адрес своих коллег из Госдумы РФ о ситуации в дорожной отрасли. В данном документе сообщается, что финансирование дорожного хозяйства в Удмуртии по сравнению 2000 годом сократилось в три раза. По утверждению республиканских властей, это привело к тому, что ввод в эксплуатацию дорог общего пользования упал со 116 км (в 2000 г.) до 6 км (в 2006 г.), а объемы ремонта дорожного полотна в те же годы уменьшились со 304 до 25 км.
Таким образом, трехкратное сокращение финансирования вызвало падение объемов нового дорожного строительства в Удмуртии в 19,3 раза, а ремонта уже имеющихся дорог в 12,2 раза. Как такое могло случиться, самим, видимо, разобраться не удалось, и теперь эту дурацкую арифметическую задачу должен как-то разрешить однопартиец удмуртских единороссов спикер Госдумы Борис Грызлов.

В апреле 2007 года на территории Удмуртии собрано 5 млрд. 318 млн. руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 308 млн. руб. меньше, чем в марте и на 772 млн. руб. больше чем в апреле 2006 года.Текущая ситуация с исполнением бюджета накануне принятия обращения в адрес руководства Госдумы выглядела ровной и предсказуемой. По сложившейся в последние годы практике поступление налогов на территории Удмуртии в апреле снизилось по сравнению со структурой бюджетных доходов в марте. Это явление наблюдается уже третий год и происходит после мартовского скачка по доходам от налога на прибыль. В текущем году сумма налога на прибыль по сравнению с мартом упала в 3 раза и это немудрено – в марте доходы от прибыли принесли в казну Удмуртии целых 1,3 млрд рублей. По всей видимости, речь идет о прошлогодней прибыли нефтяных компаний, владельцы которых к тому же часто идут навстречу просьбам региональных властей и выплачивают налоги текущего периода авансом. А республиканским властям деньги сейчас нужны – набережную Ижевского пруда и Михайловский собор форсированно готовят к встрече Алексия II, чей визит в Ижевск парадоксальным образом привязали к празднованиям 200-летнего юбилея Ижевского оружия и 60-летия автомата Калашникова в августе текущего года.
Согласно опубликованному отчету, по ситуации на 1 мая бюджет Удмуртии в апреле был исполнен с профицитом - доходы хотя и уменьшились на 6,6 процента по сравнению с мартовскими поступлениями в казну, все равно превысили расходы на 169,4 млн рублей. Удержать ситуацию помогли сезонный рост налогов на совокупный доход (+4 раза) и на имущество организаций (+5 раз), а также резко подросшая в апреле помощь из федеральной казны. Сумма дотаций, субвенций и субсидий составила 546,8 млн рублей. Это на 44,5 процента больше, чем в марте текущего года и в 3,4 раза больше суммы федеральной помощи в апреле 2006 года. Из 1,331 млрд руб., поступивших в бюджет Удмуртии из Москвы, около 800 млн руб. были выплачены населению республики в виде всевозможных пособий и компенсаций. Что касается расходной политики республиканских властей в апреле, то здесь были некоторые отклонения от прежней линии.
если рост расходов на социальную политику (на 32,3 % по сравнению с мартом и в 2 раза по отношению к апрелю 2006 г.)
объясняется повышенным вливанием федеральных денег на эти цели, то резкое торможение апрельских затрат бюджета Удмуртии на транспорт связан с внутренними процессами в республиканской политике. Сокращение расходов здесь по сравнению с мартом составило 1,8 раза, хотя в преды-дущих обзорах уже не раз отмечалось, что после того, как Правительство УР начало готовить предприятия этой отрасли к приватизации, бюджетные средства потекли в транспортную отрасль рекой.
Еще одна особенность апреля - значительный рост расходов на ЖКХ. До того, как в марте республиканские власти приняли решение разваливать монополию ГЖУ и начали процесс форсированной передачи жилого фонда Ижевска на обслуживание частным компаниям, коммунальную сферу держали в черном теле. В апреле расходы бюджета Удмуртии на ЖКХ выросли на 19,2 процента по сравнению с мартом и в 1,6 раза по отношению к затратам на эти цели в апреле прошлого года. Только благодаря апрельским вливаниям в ЖКХ сравнение ситуации в январе-апреле с аналогичным периодом прошлого года тоже дало рост расходов в коммунальной отрасли на 6,6 процента.
Ничего не изменилось в расходной политике властей по отношению к сельскому хозяйству республики. На фоне разваливающихся в большинстве случаев хозяйств в районах через эту отрасль по-прежнему проходят значительные средства бюджета Удмуртии. В апреле расходы на сельское хозяйство благодаря освоенным «Удмуртнефтепродуктом» дотациям на ГСМ выросли в 2,5 раза по отношению к марту и на 41,1 процента по сравнению с апрелем 2006 года. Почти двукратный рост дает и сравнение данных о бюджетном финансировании удмуртского АПК в январе-апреле текущего года с аналогичным периодом прошлого года. И, можно сказать, что отдельным группам в окружении президента Удмуртии эти данные действительно должны внушать оптимизм.

табл.