Алексей Красильников, председатель постоянной комиссии Госсовета Удмуртии по образованию, науке, культуре и молодежной политике

Основной темой сегодняшней пресс-конференции Алексея Красильникова, возглавляющего постоянную комиссию Госсовета Удмуртии по образованию, науке, культуре и молодежной политике, стало качество школьных учебников. Дело в том, что Алексей Геннадьевич собирается выступить на парламентских слушаниях в Совете Федерации России, которые будут посвящены роли и задачам государства в создании системы эффективного контроля за качеством учебников. Они намечены на 29 мая с.г.
Готовясь к слушаниям, Алексей Красильников провел два заседания «круглого стола» с участием методистов из учреждений образования, практикующих педагогов разных специальностей. Их участники назвали поистине «шлейф» проблем. Одна из основных – на головы учителей и учеников обрушился целый «дождь» учебников. Так, по географии для 6 класса – 9 учебников, по истории для одиннадцатого класса – 8 учебников. Это приводит к тому, что каких-то тем в том или ином учебнике нет, или они недостаточно раскрыты. Поэтому учащимся надо приобретать порой сразу 2-3 учебника по одному предмету.
В учебниках много неточностей, а то и прямых ошибок. Разнообразие учебников, разная трактовка одних и тех же понятий вызывает нередко несоответствие содержания учебников контрольно-измерительным материалам, которые служат для оценки знаний учащихся, в том числе на экзаменах. Это особенно чревато при сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Иногда страницы учебников служат даже полем ведения научных дискуссий. Можно представить, как сложно разобраться ученику, когда по одному и тому же поводу в разных учебниках делаются разные утверждения и выводы. Причем даже в таком достаточно консервативном предмете, как «Русский язык». Алексей Красильников посетовал попутно, что даже объявление 2007 года в России годом русского языка пока не отмечено какими-то существенными акциями.
Удмуртские педагоги отмечают поразительную информационную перегруженность учебников, а значит, и сознания учеников. Учителя истории и обществоведения критично относятся к стремлению составителей учебников постоянно снижать патриотическую составляющую, отрицать достижения советского времени. Как добавил Алексей Красильников, очень остро реагируют на это и ветераны войны и труда, с которыми он постоянно встречаются. Не удивительно, что результаты анкетирования школьников просто удручают – две трети российских школьников не видят разницы между гражданской и Великой Отечественной войнами, а половина не знает, с кем воевал СССР в годы второй мировой войны.
Впрочем, не без гордости отметил председатель постоянной комиссии, система образования Удмуртской Республики успешно преодолевает многие из этих недостатков. По качеству образования наша республика занимает почетное четвертое место в стране. В нынешнем году наши ребята участвовали в 14 российских предметных олимпиадах и в 11 стали призерами.
Что же предлагают представители удмуртской педагогической общественности для исправления положения с учебниками? Во-первых, надо перейти от концентрической методики изучения предметов к линейной, как было в советской школе. Далее, восстановить междисциплинарные связи, когда, например, при преподавании истории учитель может приводить примеры из литературы, других видов искусства, которые изучаются в соответствующих предметах. Надо также согласовать материалы учебников с контрольно-измерительными материалами и требованиями ЕГЭ. В экспертизе учебников должны на деле, а не формально, участвовать учителя-практики. И, наконец, может быть, самое главное – необходимо при сохранении вариативности создать по каждой дисциплине базовый учебник, содержащий минимальный набор всех необходимых знаний по данному предмету.
Теперь Алексею Красильникову предстоит убедить в правильности этих предложений участников слушаний в верхней палате парламента России.

Источник http://www.udmgossovet.ru/press_-_tsentr/novosti/detail.htm?itemid=420693