Экономические итоги первого квартала 2007 года, озвученные на недавнем заседании правительства, оказались обнадеживающими. Чего стоит увеличение ВВП на 7,9 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это больше тех шести  процентов с десятыми, на которые мы ориентируемся в 2008 и далее годах. Особенно же порадовала промышленность, которая в последнее время росла медленнее, чем ВВП. Иными словами рост определялся лишь доходами от экспорта сырья, что не могло не настораживать. И вот – вполне реальный всплеск -  8,4 процента. И уж особенно должна была порадовать инфляция – темпы ее заметно снизились.

Теперь, по мнению министра финансов Алексея Кудрина, нужно закрепить позитивные тенденции, в частности в трехлетнем проекте бюджета на 2008-2010 гг. Каким образом? Например, дав возможность бизнесу развернуться во всю мощь, вкладывая в проекты свои, а не только государственные средства. Несмотря на значительный профицит обеспечить всех и вся бюджет, понятно, не в состоянии. Боливар, так сказать, не выдержит.

Подготовленный сейчас правительством проект трехлетнего бюджета содержит следующие показатели: объем ВВП в 2008 году составит 35 триллионов рублей, в 2009 году - 39,69 триллиона, в 2010 году - 44,8 триллиона рублей. Инфляция в будущем году ожидается на уровне 6-7%, в 2009 - 5,5-6,5%, в 2010 году - 5-6%. По мнению министра финансов Алексея Кудрина, снижение инфляции не только сохранит деньги населения, но приведет к позитивным переменам в финансовой сфере: при снижении уровня инфляции до 5 процентов можно довести ставки по кредитам до 3-5 процентов. Это переломит сложившуюся тенденцию давать деньги лишь на короткое время, на небольшие проекты и позволит российской экономике модернизироваться и расширить объемы производства.

Доходы бюджета в 2008 году запланированы в размере 6 триллионов 644,4 миллиарда рублей (19% ВВП), в 2009 году - 7 триллионов 465,4 миллиарда рублей (18,8% ВВП), а в 2010 году достигнут 8 триллионов 89,9 миллиарда рублей (18,1% ВВП). Расходы ожидаются в следующем году - 6 триллионов 570,3 миллиарда рублей (18,8% ВВП), в 2009 году - 7 триллионов 451,2 миллиарда рублей (18,8% ВВП), в 2010 году - на уровне доходов 8 триллионов 89,9 миллиарда рублей (18,1% ВВП).

Таким образом, доходы 2008 года окажутся чуть меньше (на 0,1 процента ВВП), чем первоначально планировали в Минфине, зато расходы – под воздействие обсуждений – уже выросли на 20 миллиардов (примерно на 0,2 процента). Практически неизменными остались планируемые  доходы и в 2009-2010 годах. Вот только профицит будет сокращаться быстрее, и уже в 2010 году доходы сравняются с расходами.

Если уж быть до конца честными, то профицита в последние годы и не было – по методике Минфина в доходы зачисляется и Стабфонд, превышающий по общему объему декларируемый профицит. Некоторые экономисты уже били тревогу по этому поводу, говоря о необходимости пересмотреть модель развития экономики, не способной обеспечить обязательства государства без притока нефтедолларов.

Принятые изменения в Бюджетный кодекс стали первыми шагами в  решении этой проблемы. Нефтедоллары (а в будущем - и газовые сверхприбыли) будут направляться в Резервный фонд, а также в Фонд будущих поколений. В целом, формирование бюджета будет происходить все в меньшей зависимости от мировых цен на нефть. А образующийся дефицит бюджета погасят средствами из фондов. Так уже делает Казахстан, нечто подобное практикуется во многих нефтедобывающих странах. Так что появление новых фондов – не столько повод для дискуссий вокруг огромных сумм, сколько внедрение в сознание законодательной и исполнительной власти  принципа жить по средствам, не используя сиюминутные непостоянные доходы. Все это, по замыслу Минфина, и приведет к более объективным оценкам государственных финансовых возможностей, и позволит в дальнейшем верстать бюджеты, руководствуясь не только предвыборными лозунгами.

По сообщениям Минфина РФ