Столица Удмуртии, похоже, все более утверждается среди российских городов в качестве лидера по внепартийным протестным инициативам граждан. Вечером 29 марта, в то самое время когда глава республиканского правительства Юрий Питкевич был вынужден вести непростой и во многом нелицеприятный для него разговор с представителями Общественного совета пенсионеров, Совета домкомов,  движения «Ижевские общаги», комитетов защиты садоводов и автогаражников, по главным улицах города буквально «прокатилась» первая стихийная акция протеста сотен автоводителей «Нет – плохим дорогам!»

 

Недовольные отвратительным состоянием удмуртских дорог ижевчане съехались к 19 часам вечера на площадь перед «Горсоветом» (так в народе продолжают называть здание Администрации г.Ижевска). Всех участников акции объединяли налепленные на стекла самодельные плакаты с перечеркнутым крест-накрест дорожным знаком, предупреждающим о неровной дороге, и обличающим слоганом «Налог есть, дорог нет!». Через некоторое время сформировавшаяся автоколонна двинулась от «мэрии» по условленному заранее маршруту к дворцу президента Удмуртской Республики.

Площадкой, на которой возникла сама идея акции и была осуществлена ее подготовка, стал… Интернет.  Точнее популярный интернет-форум местного провайдера «Марк-ИТТ». Среди посетителей раздела  «АвтоФорум-Ижевск» - в основном молодежи, увлеченной автомобилями и активно обсуждающей связанные с ними темы (автосервис, достоинства тех или иных  моделей автомобилей и т.п.), при обсуждении очередных проблем, которые доставили конкретным людям разбитые ижевские дороги, возник резонный вопрос – с чем связано то, что с автовладельцев налоги на содержание дорог берутся регулярно, а в порядке они не содержатся. В ходе обсуждения родилась идея – выразить свое отношение к этому безобразию через публичные действия. Фактически из людей, многие из которых даже в лицо друг друга не видели, сформировался своего рода оргкомитет: кто-то разработал плакат и концепцию акции, кто-то продумал маршрут. Было решено - во избежание лишних проблем с «гайцами» (этим термином на форуме называют сотрудников ДПС), рекомендовать принять участие в автопробеге только тем, у кого все в порядке с автомобилем – пройден техосмотр, есть страховка и огнетушитель и т.п. Плакат с логотипом акции было решено распечатывать и множить подручными средствами (на принтерах и ксероксах) и раздавать их всем желающим.  По словам одного из активных участников обсуждения предполагалось, что в автопробеге примут участие несколько десятков машин, однако эффект такой «сетевой» агитработы превзошел все ожидания – к назначенному времени у мэрии сконцентрировалось порядка 130 авто и еще более полусотни присоединились к акции позднее (в общей сложности по подсчетам очевидцев участие в ней приняло почти две сотни машин).

Маршрут автопробега был избран достаточно протяженный – «полукольцо»: «Горсовет» - Пушкинская - Холмогорова - Удмуртская - Буммашевская - Дзержинского - 9-е Января - 10 лет Октября - Удмуртская - Советская - Коммунаров - площадка у президентского дворца». Акция вызвала огромный интерес журналистов, в том числе  местных телекомпаний. С другой стороны, в курсе предстоящего выступления оказались власти и правоохранительные органы. Противодействовать решили «традиционным» способом – силами ДПС. По всему маршруту следования были расставлены посты, тормозившие участников пробега, все происходящее записывалось также не видеокамеры. Из сообщения на «автофоруме» одного участника: «Когда приехал к мэрии был в шоке, столько народу…. Вглядывался в каждую - у всех наклейки акции. Организаторам большое спасибо, молодцы мужики!.. Пристегнулся, включил ближний свет и вперед. На Пушкинской сразу увидел мерс тонированный - остановлен), гайцы не дремлют. Поворачиваю на Холмы, вижу тормознули тормознули ALEXI… Остановили меня после поворота у АЗС на Удмуртской, гаец заснял (на видео. – ред.) все, мою машину (абсолютно не тонированную!), меня, выходящего из машины…. Помурыжили, выписали протокол - еду дальше. Поворачиваю с 10 лет Октября, проезжаю перекресток, у авторынка останавливают - опять за тонировку, опускаю стекла, говорю сломались, не поднимаются, при нем отстегиваю ремень.... а он говорит: «Я тебе сейчас за не пристегнутый ремень оштрафую»… Потом уже не тормозили, по всему следованию машин около гайцев по 3-4 машины участников акции стояли. ЗЫ (то есть поскриптум. – Ред.) акцией в целом доволен, хоть и со штрафом, чем нас больше, тем лучше, проявляйте гражданскую позицию почаще, если не мы, то кто?»

«А меня после поворота на Удмуртскую тормознули – грят, на красный проехал, - делится фактом о беспределе ДПС другой участник. - Составили протокол, зачем-то просили подписать чистое (!!!) постановление. Потом только заполнили - я в протоколе написал отказ по полной. Штраф - 100 руб.»

Подобными действиями ДПС автоколонна была разбита на несколько частей, тем не менее, большая часть машин добралась таки до площадки рядом с президентским дворцом президента и Дом правительства Удмуртской Республики. Участники не митинговали, просто общались друг с другом, обменивались контактами, давали интервью на телекамеры.

Разъезжались уже затемно, после 21.00. Акцию было решено повторить 10 апреля, на автофоруме началось уже было обсуждение деталей. Решили даже  попытаться провести ее как официально заявленное публичное мероприятие – с митингом и принятием обращения к властям. Однако во вторник администрация интернет-форума «Марк-ИТТ», видимо, под нажимом властей, блокировала обсуждение, технически «закрыв» данные «темы». То есть «ветки» форума с данными темами продолжают существовать, но новые реплики добавлять к ним теперь невозможно. Впрочем, уже в среду утром автолюбители открыли новую «тему» и вдобавок еще создали собственный сайт с  адресом http://dorogi.arzik.ru.

Пока неизвестно, какой ответ дал муниципалитет на официальную заявку организаторов (впрочем, можно не сомневаться, что отрицательный). По словам одного из активных участников обсуждения (встреча состоялась «офф-лайн»), скорее всего, организаторы склоняются к тому, чтобы отказаться от новых маршрутах и регламента акции и начнется она 10 апреля в то же время и на том же месте, что и первая. При этом до момента  «закрытия» темы на форуме предположительное число участников второго автопробега оценивалось до 1000 автомобилей. Представляется, однако, что эта оценка несколько завышена, но до 500 единиц личного транспорта, думается, воодушевленные первым опытом автолюбители вывести вполне способны, даже несмотря на первые признаки информационной блокады. Что касается, возможных «репрессий» против организаторов, то они маловероятны – в подготовке акции принимали участие десятки человек и на серьезное преследование такого количества  «активистов» (даже если они и будут выявлены) заинтересованные в восстановлении имиджа «стабильного региона» удмуртские власти, как показывает двухгодичный опыт ижевского протестного движения, просто не решатся.

К зарождающемуся новому движению уже проявили интерес функционеры из местной ЛДПР, предложившие на интернет-форуме свое «сотрудничество». Однако автолюбители четко ответили, что не собираются принимать участия в партийных и политических играх - тем более такой организации как ЛДПР.

Причины, по которым местные власти решили погасить инициативу автолюбителей в самом зародыше (одному из остановленных патрулем участнику акции, представитель милиции прямо заявил, что ДПС действует по «рекомендации» из президентского дворца) очевидны. Плохое состояние ижевских дорог является далеко не только результатом недофинансирования этой отрасли, но и конкретных действий конкретных должностных лиц. В частности, около месяца назад ИА «День» уже писал о фактах грубого использования общественных средств в узкогрупповых интересах власть предержащих. Так самой большой строкой расходов в титульном списке ремонта улично-дорожной сети по Ижевску 2005 года стали  расходы на ремонт… Вараксинского бульвара. Малонаселенный микрорайон частной застройки за Ижевским прудом больше известен под названием «Липовая роща». Здесь размещаются частные домовладения президента Удмуртии Александра Волкова и его сына Андрея. В целом на гладкую дорогу президента Волкова и его соседей по пути от дома на работу ушло почти 40 млн. рублей только за последние два года. Для сравнения - на ремонт центральной магистрали Ижевска – улицы Пушкинской (участок между Советской и переулком Широкий) в 2005 году было выделено 14,386 млн. рублей. Все помнят, как в прошлом году десятки тысяч ижевчан несколько месяцев мучались в пробках, образованных из-за ремонта моста через реку Иж. Расходы на его реконструкцию потребовали 19,570 млн рублей. И в это же время 23,8 млн рублей были освоены на «приведении в нормативное состояние» Вараксинского бульвара и примыкающего к нему участка Шабердинского тракта. При этом, по информации «Д», по крайней мере 26,8 млн рублей бюджетных средств были израсходованы в обход установленной законом процедуры (подробнее см.: http://dayudm.ru/article.php?id=4728 ).

Следует признать, что определенный эффект от первой акции движения «Нет - плохим дорогам!» уже имел место. В течение нескольких дней проблемы отвратительного состояния дорожного полотна обсуждались на ряде совещаний на уровне города и республики. Смогут ли автоводители развить успех и добиться реальных мер по исправлению ситуации – покажет будущее.

Андрей КОНОВАЛ