28 февраля в пресс-центре РИА «Новости» состоялась презентация специального доклада о проблемах социальной интеграции людей с инвалидностью и государственной политики в отношении них.
Доклад был подготовлен рядом экспертов из различных общественных организаций инвалидов, в сотрудничестве с Межрегиональным общественным фондом социальной солидарности «Наш Выбор», возглавляемым Ириной Хакамада. На основе доклада были подготовлены соответствующие проекты законов по реформированию системы начисления государственных социальных выплат людям с инвалидностью в РФ и обеспечению их трудовой занятости, которые предложены ряду депутатов Государственной Думы к внесению этих инициатив на рассмотрение нижней палаты Парламента.

Публикуем краткое содержание этого доклада.

Анализ ситуации и рекомендации по реформированию системы начисления государственных социальных выплат людям с инвалидностью в Российской Федерации и обеспечению их трудовой занятости

В результате принятия Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и пресловутого Федерального Закона № 122 государственные пенсии и ежемесячные денежные выплаты, которые были предоставлены инвалидам как денежные компенсации вместо натуральных льгот, становятся зависимыми от степеней ограничения способности к трудовой деятельности (далее ОСТД). Практика применения данного критерия показала не только полный субъективизм чиновников в их назначении, но и то, что завершился переход от социальной модели инвалидности к медицинско-трудовой в ее худшем варианте. Применение степени ОСТД можно оставить инвалида без средств к существованию и обречь его на голодную смерть. На практике такие крайние случаи редки, но зато довольно часто фиксируются случаи понижения ОСТД, что, в конечном счете, влечет снижение размера пенсионных и компенсационных выплат. При этом инвалиды находятся под постоянным психологическим давлением со стороны властных структур: чем активнее себя ведут инвалиды, тем, больше вероятность, что при переосвидетельствовании будешь наказан рублем. Введение данного критерия (ОСТД) для определения размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности и социальных пенсий является чрезвычайно опасным, поскольку материальное положение инвалидов может стать заложником субъективных и не всегда обоснованных решений специалистов экспертов из медико-социальной экспертизы. Именно решения, принятые органами МСЭ по назначению степени ОСТД инвалидам, фактически определяют уровень жизни миллионов людей, для которых пенсии, как правило, являются единственным источником существования.

Принципиальной ошибкой современной реформы в социальной сфере является ее бессистемность: при наличии большой безработицы среди «здоровых» людей, отсутствии традиций и антидискриминационного законодательства по отношению к инвалидам, при полном отсутствие приспособленной инфраструктуры жизнедеятельности инвалидов нельзя было вводить зависимость денежных выплат от степени ОСТД. Необходимо было прежде создать все вышеперечисленные условия, а затем вводить новые механизмы выплаты пенсии по инвалидности. В результате общество получило рост напряженности в социальной сфере, рост пассивности инвалидов, и в конечном итоге существенный рост затрат общества, связанных с инвалидностью. Если положение срочно не изменить, то рост затрат станет критическим и парализует сферу социальной защиты. Об этом в частности свидетельствует реализация 122-го Закона. До 1 января 2004 года в России количество инвалидов по данным Министерства труда и социального развития составляло около 11,5 миллионов человек. После вступления в действие 122-го Закона количество официально зарегистрированных инвалидов стало стремительно расти. По информации Пенсионного фонда РФ  по данным на 1 октября 2005 года в России  насчитывается 16,093 млн. льготников федерального уровня. С 1 января по 30 сентября 2005 года количество федеральных льготников выросло на 11,3%.

По данным мониторинга проводимого Всероссийским обществом инвалидов, публикациям в СМИ и встречам с работниками органов государственной власти перебои в работе протезно-ортопедических предприятий, обеспечения инвалидов лекарствами и техническими средствами реабилитации начались уже в первом полугодии 2005 года. Оценка перспектив развития данных процессов негативная. По утверждению работников Федеральной Страховой Службы Российской Федерации перебои в обеспечении техническими средствами реабилитации будут наблюдаться уже в начале второго квартала 2007 года и это в условиях, когда социальная сфера России получает невиданные ранее объемы финансовых средств. Для того, чтобы хоть как-то изменить ситуацию изменить к лучшему необходимо, прежде всего, изменить социальное, и в первую очередь пенсионное законодательство. Правительству надо иметь волю признать ошибочность перехода при выплате пенсий по инвалидности при наличии только одного единственного критерия степени ограничения способности к трудовой деятельности, законодательно ввести механизмы, реально стимулирующие, а не наказывающие инвалидов за их трудовую активность

Реалии новой социальной политики в отношении занятости инвалидов контрастируют не только с международными документами, но и в ряде случаев со здравым смыслом. Вместо того, чтобы приветствовать трудовую активность инвалида, и наоборот стимулировать его рублем, государство материально наказывает его, вынуждая занимать его положение социального иждивенца и вести пассивный образ жизни. Сегодня положение с занятостью инвалидов еще более осложняется, поскольку практически ликвидирован механизм квотирования рабочих мест, так как из него выведен весь малый и средний бизнес, где, как правило, реально работали инвалиды. В настоящее время в России квотирование рабочих мест возможно только на предприятиях и организациях, на которых работают более 100 человек. А между тем, в Германии нормы квотирования распространяются на организации, в которых работает 16 и более человек.  В России, где практически отсутствует административная ответственность, работодатели вообще могут не квотировать рабочие места для инвалидов.

Трудоустройство инвалидов в современной России осложнено не только рыночными отношениями, но и главное отсутствием ясной и четкой политики государства. Государственные чиновники разных рангов провозглашают трудовую занятость, чуть ли не главным приоритетом политики по отношению к инвалидам. На деле наблюдается свертывание различных форм государственной поддержки занятости инвалидов. Результат – рост безработицы среди инвалидов.

Проведенный выше анализ позволяет сделать очевидные выводы:

1. Без изменения действующего социального законодательства и изъятия из него понятия «ограничение способности к трудовой деятельности» нельзя надеяться на рост трудовой активности инвалидов.

2. Необходимо, по крайней мере, вернуться к прежним нормам и механизмам квотирования рабочих мест для инвалидов.

3. Необходимо законодательно закрепить механизмы, стимулирующие работодателей и инвесторов на создание рабочих мест для инвалидов.

4. Необходимы государственные инвестиции в создание рабочих мест для инвалидов.

5. Необходима современная система профессионального образования по конкурентоспособным профессиям и специальностям.

6. Необходимо как минимум дополнить список технических средств реабилитации автотранспортными средствами. Определенную помощь как в экономии бюджетных средств, связанных с реабилитацией инвалидов, так и с ростом их жизненного уровня могло бы оказать введение обязательного страхования от инвалидности. Данный вид страхования явился бы дополнительным источником для реабилитации и интеграции инвалидов. Средства, полученные по обязательному страхованию от инвалидности, могли бы быть использованы для обеспечения инвалидов на те формы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, которые не предусмотрены государственными программами.  Данный вид страхования отличается от страхования от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний тем, что застрахованному предоставляются дополнительные средства или услуги не по факту болезни или производственной травмы, а по факту установления той или иной группы инвалидности. Следовательно, данный вид страхования охватывает потенциально всех работающих граждан России. Данные предложения по повышению трудовой активности инвалидов не являются исчерпывающими, но наш взгляд, являются первоочередными. В более широком плане реабилитация инвалидов предполагает изменения в первую очередь отношения государства и общества к этим проблемам. Для единого Российского государства необходима ясная последовательная социальная политика в отношении людей с инвалидностью, которая должна быть построена на общих принципах и единых социальных стандартах для всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации/

Источник http://www.ikd.ru

Постоянный адрес новости http://www.ikd.ru/node/2354