Уже в марте руководство АвтоВАЗа может остановить главный конвейер предприятия. Причиной стал спад объемов продаж и беспрецедентное затоваривание на площадках у дилерских компаний, что привело к финансовому дефициту на заводе. Аналитики уверены, что остановка конвейера не изменит положение на автозаводе к лучшему и считают, что вскоре должны начаться проблемы с оплатой комплектующих поставщикам.

Как стало известно „Ъ“, руководство тольяттинского автозавода рассматривает вопрос об остановке главного конвейера в середине марта. Причиной стала проблемная ситуация с продажами автомобилей и, как следствие, - начавшийся финансовый дефицит на заводе. Напомним, что по официальным данным Международной ассоциации дилеров (МАД) ОАО «АвтоВАЗ», товарные остатки в сервисно-сбытовой сети Волжского автозавода уже превысили 120 тыс. автомобилей. В декабре прошлого года на АвтоВАЗе уже обсуждалась возможность остановки главного конвейера на неделю, но от этой идеи в итоге отказались. проблемы с затовариванием случались и раньше, но подобная кризисная ситуация возникла впервые.
Между тем, ситуация с реализацией машин для дилерских центров АвтоВАЗа становится все более кризисной. По словам одного из тольяттинских дилеров, пожелавшего остаться неназванным, в день «с площадки уходит один-два автомобиля, в то время как весной и летом уровень продаж был в 10–15 раз выше». Кроме того, по словам дилера, у автоторговых компаний все чаще возникают проблемы с выдачей кредитов для оплаты месячной квоты автомашин. «Некоторые дилеры по этой причине уже просто не способны оплатить свою квоту», - пояснил дилер. Вследствие этого уже несколько десятков дилеров не смогли заключить соглашение на 2007 год. (По данным МАД, количество дилеров ОАО «АвтоВАЗ» в нынешнем году сократилось на 41 компанию, при том что их было около 430.) По данным руководителя другой автодилерской компании, АвтоВАЗу независимые дилеры сейчас оплачивают лишь 50% предусмотренных на них квот. А между тем, в общей структуре сбыта дочерние сервисно-сбытовые предприятия автозавода обычно реализуют лишь около 30% всей продукции АвтоВАЗа. В результате на автозаводе стал ощущаться финансовый дефицит.
Сами дилеры в качестве меры по преодолению этой ситуации предлагают, в частности, увеличение доли аккредитивных схем оплаты в общей структуре платежей на АвтоВАЗ. В настоящее время дилер может оплачивать по аккредитивной схеме лишь половину своей месячной квоты. Остальные автомобили он обязан оплатить, как и раньше, по предоплате. Однако и этой возможностью могут пользоваться лишь крупные дилеры автозавода. Представители сервисно-сбытовых структур предлагают увеличить долю аккредитивных платежей, по крайней мере, до 70%. Другой мерой, предложенной дилерами, стало сокращение выпуска автомобилей. Эта мера, по мнению руководителей автоторговых компаний, могла бы снизить количество товарных остатков в автодилерских центрах.
Но руководители АвтоВАЗа пока не приняли предложений дилеров, но, по словам одного из менеджеров автозавода, сейчас они рассматриваются руководством. В крайнем случае, как отметил менеджер, «если ситуация со сбытом не улучшится, конвейер автозавода может быть остановлен».
Между тем, аналитики считают, что все предложенные меры не могут кардинально улучшить финансовую ситуацию АвтоВАЗа. «Все планирующиеся мероприятия не решат проблемы уже имеющегося финансового дефицита,  а только замедлят темпы его разрастания в будущем», - считает аналитик ИК «Финам» Владислав Исаев. По его мнению, оперативно компанию могли бы спасти заемные средства, но с учетом ее текущего положения получать их придется не на лучших условиях, а возможности возврата не гарантированы. На привлечение инвесторов АвтоВАЗу в данной ситуации рассчитывать также трудно, считает господин Исаев, так как «желающих вложиться в компанию с такими проблемами найти будет трудно». «Как возможный выход, вероятнее всего, просматривается пересмотр условий сотрудничества с уже имеющимися партнерами в их пользу или обращение за помощью к госструктурам», - полагает аналитик. С этим соглашается и директор консалтинговой компании ООО «Интелком» Александр Шадрин. «В данной ситуации сокращение выпуска и увеличение кредиторской задолженности завода будет неизбежным, - говорит господин Шадрин. – Однако все эти меры, нужно было принимать месяца на два раньше». Теперь, по его мнению, все может закончиться перебоями с оплатой комплектующих поставщикам и, возможно, задержкой заработной платы персоналу автозавода.
Источник http://www.kommersant.ru

Постоянный адрес новости http://www.kommersant.ru/region/samara/page.htm?year=2007&issue=32&id=199647&section=329