После того, как два пылких французских дворянина с благородными именами шевалье Де Брезе (Дмитрий Миллер) и Антуан де Ла Буш (Валерий Маликов) потихоньку учинили в лесу дуэль, разгневанный король Людовик XIV написал по письму Петру Первому и Карлу XII, запечатал их, вручил смутьянам и велел доставить ко дворам двух враждующих правителей. Информация в письмах была примерно следующая:

"Податель сего надоел мне хуже горькой редьки. Отправь ты, мон шер ами, его на передовую и постарайся создать условия, чтобы этот пес героически подох».

При этом, как быстро выясняется, коварный Людовик был движим не только государственными, но и чисто мужскими, шкурными, попросту говоря, интересами. Импозантный шевалье Де Брезе, на которого всякая полминутная статистка в кадре обязана смотреть с похотью, завел любовную интригу с королевской фавориткой Шарлоттой де Монтерье (Ксения Князева), слукавив ей в момент соблазнения: «Не бойтесь мадмуазель, вот видите, я уже принадлежу себе». Прежде, чем судьба сведет двух дуэлянтов под Полтавой, Антуан де Ла Буш будет с немым ужасом смотреть в лицо сваливающимся на него опасностям, а шевалье сведет близкую дружбу с энергичным, но недалеким русским офицером Гришей (Александр Бухаров).

Десять миллионов бюджетных долларов дебютант в большом кино Олег Рясков (сериалы «Александровский сад» и «Профессор Чайников») потратил на то, чтобы донести до зрителя мысль: «Война - величайшее горе для человека, хотя история человечества - это история войн».

Война, по Ряскову, прежде всего, плоха, кажется, тем, что на ней убивают не только мужчин в силу рискового рода занятий, но и женщин, причем обязательно жестоко и по возможности молодых и красивых, которым еще жить да жить, рожать да рожать.

Невредимой до финальных титров добирается только благополучно отсидевшаяся все два часа экранного времени под Парижем фаворитка, тогда как прочие семь сравнительно заметных героинь находят бессмысленную, за редким исключением, смерть. Главное сюжетное предназначение большинства из них состоит в том, чтобы ласково посмотреть на героя артиста Миллера, погреться в ответном куртуазном взоре его глаз и вскорости погибнуть, схлопотав пулю в грудь, живот или в голову, будучи пронзенной шпагой или повешенной: второй поединок двух оппонентов происходит под Полтавой на безрадостном фоне покачивающейся на ветру удавленницы.

Успевает за себя постоять только крестьянка, которая, бравируя голой грудью, торчащей из разорванного платья, убивает деревянными вилами несостоявшегося насильника под героические закадровые духовые.

Очевидно, что прежде чем оприходовать миллионы, Рясков не по одному разу посмотрел не только «Плоть и кровь» Пауля Верхувена, но и «Сонную Лощину», и фильм «ДМБ», где фигурировала легенда про «черного дембеля». О том, что «в России объявился демон в образе всадника смерти», шевалье узнает еще в Версале (контраст мирной французской и дикой российской жизни проявляется в том, что при дворе Людовика все заняты утонченным развратом и употребляют подозрительно много винограда, только им и живы). Загадочный всадник в черном плаще возникает словно бы неоткуда, убивает кого попало и растворяется в сумерках, отчетливо кося под привидение.

Раскусить, что это никакое не привидение, удается только герою Бухарова, который, в отличие от корчащих незнакомо кого Миллера и Маликова, ведет себя как настоящий русский человек. Сыплет емкими фразами («вьется вокруг тебя мошка в черном плаще» или «Де Брезе, у вас там бабы есть?»), бесхитростно, не со зла, разводит костер из важных французовых писем, парит шевалье в бане и, радуясь родной земле, катается по траве у дома на манер собаки. Тот факт, что ближе к финалу Гриша, предварительно дерзко ранив Карла XII в ногу, с криком «Враг!» бросится на Петра Великого, зело похожего на Филиппа Киркорова, и ценой собственной жизни спасет его от неприятельской пули, говорит о том, что главный герой, то есть собственно верный слуга государев, здесь именно он.

21 февраля 2007 15:26 | Газета.Ру