Крупный бизнес не прочь переложить налоговое бремя на владельцев «хрущевок»

Согласно закону сохранения материи, ничто в жизни не берется ниоткуда и никуда не исчезает. Это тем более очевидно в столь материальных сферах как финансы и государственный бюджет. Если, к примеру, предприятия и бизнесмены снижают размер отчислений в госбюджет или перестают платить налоги, то попытки менее состоятельных граждан получить пенсии и субсидии из этого же самого бюджета могут оказаться тщетными. Еще хуже, если «решить проблему» предлагают за счет взимания увеличивающихся налогов с самих же бюджетников и льготников.

Ровно так сейчас происходит в контексте баталий вокруг возможного снижения ставки НДС. Налог, принесший в прошлом году более 30% доходов бюджета, сейчас, с легкой руки РСПП, предлагается не просто снизить, но снизить кардинально (с 18 до 10%), а то и вовсе отменить, заменив налогом с продаж, собираемость которого пока ох как далека от идеала. Упирающийся по этому поводу Минфин уже пытаются урезонить – снижение НДС ведет–де к сказочному экономическому росту, а значит, в первую очередь, к росту прибылей крупных отечественных компаний! Но, не менее волшебным образом, оголяется одна треть бюджетных поступлений, которые тем же минфиновским чиновникам только чуть позже дадут «указание» прикрыть из других источников. Спрашивается, каких?

  О каких вообще цифрах идет речь? Если пойти сейчас на значительное снижение ставки НДС, то образуется существенная недостача, которая по экспертным оценкам может составить до триллиона рублей.

В финансовом ведомстве с азами арифметики знакомы, а потому и готовы лишь обсуждать возможность снижения планки только до 15%, да и то лишь через 2-3 года. Груз взятых на себя государством многочисленных социальных и инвестиционных обязательств не предусматривает иного. Конечно, в идеале со снижением налогового бремени следовало бы сокращать государственные расходы. Но на пороге думских и президентских выборов в правительстве и в парламенте нет даже намека на возможность постановки этого вопроса.

Деньги, которые недоберут из-за снижения налогов, необходимо откуда-то взять. Минфин, заявив о готовности ведомства снизить ставку налога с 18 до 15%, предложил одновременно с этим повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Кроме этого, в качестве «страшилки» было заявлено о возможном введении налога на недвижимость, призрак которого, гулявший на протяжении нескольких лет в коридорах власти, в силу опасности резкого сокращения налоговых поступлений от НДС начинает обретать отчетливые очертания. Чем чревато новшество для владельцев квартир, наслышан, пожалуй, каждый россиянин, поскольку о налоге говорят уже давно. Например, за однокомнатную квартиру в Москве ее хозяевам придется выкладывать в год примерно тысячу долларов, а ставка налога на трехкомнатную квартиру площадью 70 «квадратов» может и вовсе превысить 3 тысячи условных единиц.

Как разрешится эта ситуация, станет, вероятно, известно в начале марта, когда расчеты Минфина по «компенсации» предлагаемого РСПП снижения НДС будут рассмотрены правительством. Хотя очевидно, что ни Медведев как первый вице-премьер, отвечающий за нацпроекты, ни Фрадков как глава правительства, ни Кудрин,  ни Иванов как «силовик» и ответственный политик, не «прогнутся» перед откровенным лоббизмом и не пойдут на не просто непопулярное, но и неприемлемое «латание»  планируемых РСПП «бюджетных дыр» за счет владельцев «хрущевских особняков».

По сообщениям Минфина РФ