Сегодня, 19 февраля в 14:00 несколько активных жителей Ижевска намерены собраться у монумента павшим участникам революции и гражданской войны. Об этом по телефону сообщили активисты.

Напомним, на прошлой неделе начался снос этого памятника.

Это происходит под предлогом  благоустройства прилегающей к Свято-Михайловскому собору территории. Сегодня у мемориала уже нет одной пристроенной стены. Рабочие обещают - скоро и не будет и второй. Работы ведут экстренно. В среду, 14 февраля, попечительский совет Свято-Михайловского собора настоятелю  настоятельно рекомендовал заняться постройкой. Работы в темпе ведут второй день - проходящие прохожие в шоке – все сходятся в одном – нельзя рушить памятники. Об этом сообщала ТК «ТВС».

 

 

ВОССТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДОМ ПОГРОМА

Информация к размышлению: факты и документы

 

   1.  «Стремление восстановить знаковые постройки, разрушенные большевиками, давало чиновникам право отличиться, говорить об искуплении прежних ошибок. Уважение к подлинным фактам уходило на второй план перед сияющим благополучием новоделов, прикрываемых к тому же идеологией возрождения духовности и исторической традиции. Убежденность в том, что восстановимы любые памятники культуры, внушала мысль об адекватности копии и оригинала».

   О специалистах:  «Специалистов считают отставшими от жизни недотепами, а их протесты – глупыми капризами. Специалисты вызывают раздражение».

   О списке памятников, охраняемых государством: «Работа по своду памятников показывает, что реальное число исторически ценных объектов больше раза в два-три». «За каждым номером списка стояла не только работа исследователей, но и непростые способы добиться от власти присвоения новым объектам охранного статуса».

   О гибели памятников культурного достояния в России на рубеже тысячелетий: «Республика Удмуртия. В 1990-е годы в Ижевске снесено старинное здание цирка, а в г. Воткинске – исторический дом Сумарокова. Оружейный склад Ижевского завода в селе Гольяны разрушился ввиду бесхозности и отсутствия средств на реставрацию. Та же участь постигла ветряную мельницу в деревне Пестерево Каракулинского района».

    /Судьба культурного наследия России. ХХ век. Черная книга. Издание Министерства культуры РФ, Государственного института искусствознания. М., 2003/.

   2. После выхода в свет в Москве «Черной книги» со скорбным списком утрат национального достояния (под редакцией директора Государственного института искусствознания А. И. Комеча) в Ижевске, не говоря об Удмуртии в целом, при подготовке к предстоящим юбилеям  на федеральные деньги губят или планируют погубить методом погромов и ненужных перестроек и другие подлинники из среды «архитектурного антиквариата» (Дом культуры «Октябрь» с замечательным барельефом в честь первых советских космонавтов, только что разрушенном вандалами, Инженерный городок, Земскую больницу, ажурные заводские ограды). Среди них есть сооружения, которые успели поставить на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры (однако и охранный статус не спасает их, а чиновники, ведущие погромы, не несут уголовной ответственности, напротив они награждаются, как герои). К таким сооружениям относится Революционный некрополь архитектора Г. Ф. Сенатова.

   3. Сенатов Григорий Федорович (1885-1967). Биография этого незаурядного зодчего слабо исследована (его архив находится в Москве). Родился в Петербурге (?). В годы военного коммунизма по приказу мобилизован из новой (большевистской) столицы в Ижевск и был там в течение нэпа. После возвращения в Москву работал в мастерской Моссовета № 7, возглавляемой одним из родоначальников современной архитектуры великим русским конструктивистом К. С. Мельниковым (автором «космического» дома-цилиндра с окнами-сотами на Кривоарбатском переулке, 10). На Мельникова, который писал о Сенатове с большой теплотой, сейчас молятся американцы и японцы, европейцы и китайцы. Но только не мы, русские. До проектирования в Москве вместе с Мельниковым конструктивистских зданий, станций метро, набережных и магистралей, Сенатов запроектировал и частично построил ряд сооружений в Ижевске. Это деревянные Инженерный городок (дома ИТР), Красные ворота на улице Советской, Дворец Труда на Красной площади, две одинаковые кирпичные школы – у Сенного рынка и в Зареке. Они построены  в стилистике «символического романтизма» (переходный этап от модерна к конструктивизму). Эта стилистика близка идее «города-сада» (идея англичанина Говарда соединить положительные черты города и деревни) и родственной неоклассицизму так называемого «Нового Петербурга» (частично реализованный в период «серебряного века» и реабилитации старого Петербурга мирискусниками Бенуа, Добужинским и другими проект И. А. Фомина на острове Голодай).  Одной из самых «петербургских» построек Сенатова в Ижевске является Революционный некрополь (1922), соединяющий в своем образе лаконичные графические формы и линии северной столицы. Силуэт памятника построен на тонком графическом контрасте иглы-вертикали и тонкой «линии горизонта» с лаконичными барочными завитками. Памятник вызывает визуальные параллели, как с обобщенным силуэтом и бледной цветовой гаммой Петербурга, так и с отдельными его архитектурными доминантами (Адмиралтейство, Петропавловка) и его сдержанными стилями (северные барокко, ампир, модерн). Причем петербургско-московские полярности монумента и храма бережно взаимодополняют, а вовсе не отрицают единство друг друга.   Умер Сенатов в Москве. В хрущевскую оттепель, перед съемками фильма А. Тарковского «Андрей Рублев» зодчий со знанием истории проектировал реставрацию Андроникова монастыря в Москве, в котором работал великий русский иконописец.

   4. При строительстве в прошлом году  церковного туалета на вырубленной липовой аллее и монументальной лестницы, ведущей к храму, был срезан гигантский участок чудной террасы со старыми липами по улице Карла Маркса. На этом срезе доктор исторических наук, ведущий археолог Удмуртского университета  Л. Д. Макаров насчитал несколько десятков разрушенных экскаваторами могил (в 1760-1810 гг. там находилось первое в Ижевске кладбище). Однако погромы могил, каменных надгробий начались еще раньше, за год до начала сооружения церковной уборной и лестницы к храму, с противоположной, «алтарной» стороны, где хоронили именитых граждан. Там, предположительно, покоились и свойственники Пушкина дворяне Алымовы. Могилы рушили тяжелыми ковшами экскаваторов, повсюду валялись черепа, а раздавленные кости вместе с землей и раскрошенными склепами отвозили на свалку.

   5. Есть такое понятие – «Дорога к Храму». А у нас получается, что она ведет через невежество и святотатство. Жаль.

 И. Кобзев