Сегодня, 15 февраля 2007 года, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике Михаил Маренников провёл пресс-конференцию с участием представителей печатных и электронных средств массовой информации Удмуртской Республики, в ходе которой осветил краткие итоги деятельности Управления за 2006 год.

       Михаил Маренников привёл конкретные показатели результатов деятельности, а также отметил новеллы в законодательстве.

       В 2006 году было принято два новых федеральных закона, которые регламентируют направления деятельности антимонопольных органов: Федеральный закон от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральный закон от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе».

       Процесс совершенствования законодательства всегда сопровождается определёнными сложностями, так как появляются вопросы в применении законов как у лиц, которых контролируют, так и у правоприменительных органов.

Вместе с тем, 2006 год характеризуется повышением эффективности деятельности Удмуртского УФАС России.

            В 2006 году Удмуртским УФАС России было рассмотрено 260 дел по признакам нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о естественных монополиях. В 116 случаях были установлены факты нарушений, в результате чего выдавались предписания об устранении нарушений и накладывались административные штрафы. Общая сумма наложенных в 2006 году штрафов составила 1650400 рублей, из которых было уплачено 978981 рубль. Кроме того, в 2006 году государственным унитарным предприятием «ИПОПАТ» был уплачен в федеральный бюджет незаконно полученный доход в размере 222079 рублей.

            В рамках осуществления полномочий по контролю за актами органов власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления Удмуртским УФАС России было рассмотрено 6339 нормативных актов и в 49 случаях были установлены признаки нарушения.

В прошедшем периоде наблюдался рост числа обращений в антимонопольный орган в отношении действий предприятий, злоупотребляющих своим доминирующим  положением, в частности, на рынке услуг управления жилищным фондом, а также в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления.

            Как показала практика деятельности Удмуртского УФАС России органы местного самоуправления не заинтересованы в развитии конкуренции на рынке жилищно-коммунального хозяйства, что влечёт за собой предоставление преимуществ подконтрольным муниципальным учреждениям и предприятиям.

Так, например, Управлением было возбуждено дело в отношении Муниципального учреждения «Городское жилищное управление – Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» (далее - ГЖУ) по заявлению ООО «Ареола». Нарушение со стороны ГЖУ выразилось в создании препятствий входу ООО «Ареола» на рынок услуг управления жилищным фондом, путем отказа в передаче технической документации на многоквартирные дома, в которых собственники помещений на общих собраниях избрали управляющей организацией ООО «Ареола». ГЖУ в качестве обоснования  отказа  передачи документации указывало на отсутствие порядка списания домов и распорядительного документа Администрации г.Ижевска о списании домов, а также на отсутствие подписанного Администрацией г.Ижевска договора управления жилым фондом. В ходе рассмотрения дела Удмуртское УФАС России пришло к выводу о необоснованности доводов ГЖУ и их несоответствии Жилищному кодексу Российской Федерации. Кроме того, было установлено, что ГЖУ не предприняло никаких мер к тому, чтобы требуемые, по их мнению, распорядительные документы были приняты, и уклонялось от согласования проекта постановления о списании домов с баланса ГЖУ и передачи их в управление вновь выбранной управляющей организации – ООО «Ареола». Удмуртское УФАС России выдало ГЖУ предписание о прекращении допущенного нарушения, которое было исполнено в установленный срок.

            В 2006 году Удмуртским УФАС России было установлено 12 фактов заключения соглашений (договоров), имеющих признаки ограничения конкуренции. В ходе проведения проверок крупных торговых организаций г.Ижевска – ООО «Айкай» и ЗАО «Юлена» были выявлены нарушения в виде установления и поддержания одинаковых цен на алкогольную продукцию и раздела рынка по территориальному принципу. Большая часть нарушений была устранена в добровольном порядке, а в отдельных случаях – по предписанию Удмуртского УФАС России.

 

            В 2006 году Удмуртским УФАС России проведены проверки органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, в том числе, Администрации г. Ижевска.

Так, в результате проведения проверки соблюдения антимонопольного законодательства при предоставлении земельных участков для жилищного строительства, Управлением были выявлены признаки нарушений, принятие мер по которым относилось к компетенции Прокуратуры Удмуртской Республики и Министерства внутренних дел Удмуртской Республики. По сообщению Прокуратуры Удмуртской Республики, в результате прокурорской проверки по фактам, установленным Удмуртским УФАС России, принесено 24 протеста на незаконные правовые акты, внесено 5 представлений об устранении нарушений.

 

Удмуртским УФАС России был установлен один факт недобросовестной конкуренции, выразившийся в незаконном приобретении и использовании исключительных прав на средство индивидуализации. Дело  было возбуждено по заявлению ООО СПФ «ИжМаркет» на действия ООО «Изотеп», которое в результате акта недобросовестной конкуренции  приобрело товарный знак на теплоизоляционный материал «ИЗОФОЛ», выпускаемый ООО «СПФ «Иж-Маркет». Удмуртское УФАС России признало «Изотеп» нарушившим статью 10 Закона «О конкуренции и направило своё решение в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (ФИПС) для прекращения регистрации прав на товарный знак «ИЗОФОЛ». По сообщению ФИПС,  в связи с признанием действий, связанных с регистрацией данного товарного знака, актом недобросовестной конкуренции, предоставление правообладателю ООО «Изотеп» правовой охраны товарного знака «ИЗОФОЛ» признано недействительным. Таким образом, действия недобросовестной конкуренции были прекращены.

 

В результате осуществления контроля за экономической концентрацией на товарных рынках, в Удмуртское УФАС России в 2006 году поступило 128 ходатайств и уведомлений юридических и физических лиц, предусмотренных Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федеральным законом «О защите конкуренции».

 

            В 2006 году Удмуртским УФАС России  проведены исследования 17 товарных рынков.

По результатам исследования рынков в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35% включено ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» (созданное в процессе реорганизации ОАО «Удмуртэнерго») по услугам поставки электрической энергии на розничном рынке с долей более 65%.

            Также, в 2006 году Удмуртское УФАС России включило в Реестр МУ «Городское жилищное управление – Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» по виду деятельности управление жилищным фондом г.Ижевска. ГЖУ, полагая что не является хозяйствующим субъектом и не занимается предпринимательской деятельностью, не согласилось с таким решением Удмуртского УФАС России и обжаловало приказ о включении в Реестр в Арбитражный суд Удмуртской Республики. Решением Арбитражного суда УР в удовлетворении требований ГЖУ было отказано, приказ Удмуртского УФАС России о включении в Реестр признан законным.

 

            В рамках осуществления контроля за соблюдением Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» было рассмотрено 153 уведомления и ходатайств. Значительную долю занимают уведомления  о заключённых соглашениях (договоров) представляемые отделениями Сбербанка России. В большинстве случаев по результатам рассмотрения таких уведомлений Удмуртское УФАС России принимало решения о признании заключённых соглашений правомерными. Вместе с тем, в отдельных случаях, Удмуртское УФАС России выдало участникам соглашения рекомендации и предписания, направленные на соблюдение принципов конкуренции.

            К примеру, в 2006 году в Удмуртское УФАС России поступило 20 уведомлений отделений Сбербанка России о заключении соглашений с органами власти и органами местного самоуправления Удмуртской республики о порядке выпуска и обслуживания дебетовых карт для зачисления заработной платы сотрудников указанных органов.

            Учитывая возросшее количество подобных соглашений с отделениями Сбербанка России, и в целях создания благоприятных условий конкуренции на рынке банковских услуг, Удмуртское УФАС России выдало рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления, заключившим такие соглашения, совершить действия, направленные на предупреждение ограничения конкуренции, путём уведомления каждого сотрудника о его праве выбрать любую финансовую организацию для перечисления заработной платы на банковский счет с использованием пластиковых карт.

            Ежегодным для Удмуртского УФАС России является осуществление исследования рынка банковских, лизинговых услуг, рынка негосударственных пенсионных фондов и рынка ценных бумаг.

 

В рамках контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Удмуртским УФАС России,  в том числе в ходе проверок по собственной инициативе и по результатам рассмотрения поступивших обращений, было выявлено 50 фактов нарушения.

Так, в качестве примера можно привести два дела, возбуждённые в отношении индивидуального предпринимателя, распространявшего на кузовах двух автомобилей «Газель» рекламу пива «BRAHMA» и «Bagbier» без указания о вреде чрезмерного употребления пива. При этом, автомобили «Газель» с рекламой пива располагались на расстоянии ближе 100 метров от здания Центрального концертного зала «Ижмаш». В данном случае Удмуртским УФАС России был установлен целый ряд нарушений Федерального закона «О рекламе»: распространение рекламы пива ближе 100 метров от культурного учреждения, отсутствие предупреждения о вреде чрезмерного употребления пива. Реклама пива «BRAHMA» и «Bagbier» была признана ненадлежащей, в связи с чем рекламораспространителю было выдано предписание об устранении нарушений. Кроме того, были наложены административные штрафы на общую сумму 20 тысяч рублей. При обжаловании актов Удмуртского УФАС России в судебном порядке, индивидуальному предпринимателю было отказано в удовлетворении требований, постановления о наложении штрафов были признаны законными. 

 

В сфере контроля за деятельностью субъектов естественных монополий в 2006 году было выявлено 43 факта нарушения законодательства о естественных монополиях и антимонопольного законодательства.

            Одним из наиболее ярких примеров нарушения законодательства о естественных монополиях явилось дело, возбуждённое в отношении ОАО «Ижавиа». Поводом к возбуждению дела явилось заявление ОАО «Авиакомпания «Алания» на бездействие со стороны ОАО «Ижавиа» в части не заключения договора на обслуживание воздушных судов ОАО «Авиакомпания «Алания» в целях выполнения регулярных рейсов по воздушной линии Москва-Ижевск. Удмуртское УФАС России установило, что ОАО «Ижавиа» не в праве было отказывать ОАО «Авиакомпания «Алания» от заключения договора на оказание услуг по обслуживанию воздушных судов в аэропорту г.Ижевск.

ОАО «Ижавиа» являясь субъектом естественных монополий, и имея возможность оказания услуг по обслуживанию воздушных судов в аэропорту г.Ижевск, необоснованно отказало ОАО «Авиакомпания «Алания» в заключении вышеуказанного договора, тем самым допустив нарушение Федерального закона «О естественных монополиях». Допущенное нарушение было устранено ОАО «Ижавиа» в добровольном порядке.

 

В качестве особенностей работы Удмуртского УФАС России в 2006 году можно отметить наделение антимонопольных органов дополнительными функциями по контролю за соблюдением Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что вызвало увеличение объёма работы, прежде всего за счёт рассмотрения жалоб участников размещения заказа и консультаций заинтересованных лиц по вопросам размещения заказов.

Так, в 2006 году  Удмуртское УФАС России рассмотрело 50 жалоб на действия государственных (муниципальных) заказчиков, конкурсных (котировочных) комиссий. В 21 случае нарушений законодательства о закупках установлено не было и жалобы были признаны необоснованными. В 29 случаях были установлены нарушения Закона «О размещении заказов», и выдано 26 предписаний об устранении нарушений. 21 предписание было исполнен в установленные сроки, 5 предписаний были обжалованы в суд.

В целях соблюдения и правильного применения Закона «О размещении заказов» сотрудниками Удмуртского УФАС России проведено 17 семинаров по освещению вопросов соблюдения законодательства о размещении заказов, дано 116 письменных консультаций и более 1000 - устных консультаций.

 

В 2006 году значительно увеличилось количество обращений в Удмуртское УФАС России с заявлениями и жалобами на нарушение законодательства, и связано это во многом с повышением уровня информированности у граждан и организаций о деятельности Управления.

 

Удмуртское УФАС России и в дальнейшем намерено продолжать открытую и прозрачную для общества деятельность, направленную на соблюдение принципов конкуренции и защиту интересов граждан и юридических лиц.

 

Пресс-секретарь Иутина Екатерина

тел.78 28 22, e-mail: to18@fas.gov.ru