Пригласить на открытие юбилейного филармонического сезона в Ижевск один из самых известных симфонических оркестров России – это круто! Услышать, как звучит «вживую» Светлановский оркестр, - можно сказать, мечта меломана. И музыканты не подвели. Подвели дураки и дороги…

 

Концерт Государственного симфонического оркестра России имени Евгения Светланова был приурочен к открытию 70-го концертного сезона Удмуртской государственной филармонии. Поэтому, видимо, решили не экономить – арендовали Большой зал ДК «Металлург».

Во второй половине октября 19 часов – это уже полная темнота. Для тех почитателей музыки, которым пришлось добираться до ДК «Металлург» от улицы Пушкинской, дорога к «храму музыки» была поистине дорогой испытаний – капитальный ремонт Центральной площади на протяжении от Оперного театра до ЦУМа достиг просто апокалиптического масштаба. В полном мраке робкие стайки интеллигентного вида женщин и мужчин пробирались по хлипким досочкам, небрежно перекинутым через прорытые поперек площади траншеи. Кругом навалены строительные материалы, кучи песка, груды плиток, просто развороченный грунт…

Торжественный настрой был испорчен еще на подходе. Дальше – больше.

На заднике классически оформленной для филармонического концерта сцены одиноко висели два абсолютно одинаковых планшета с логотипом «Роснефть. Удмуртнефть». Догадаться, что, кроме нефти, здесь происходит еще и юбилей Удмуртской филармонии, было невозможно. Может, конечно, нефтяная компания и спонсировала концерт, но к чести ли генерального «мецената» так выпячивать себя, что даже о самом-то событии забыли упомянуть?

Первое отделение с участием молодых солистов прошло на одном дыхании – удивило то, что наша ижевская публика наконец-то поняла, что в перерывах между звучанием частей одного и того же произведения аплодировать не следует.

Наш бессменный ведущий Александр Кузнецов своим неповторимым бархатным баритоном объявил 15-минутный антракт, и публика дружно повалила в фойе. Видимся редко, встречи, разговоры, то да сё. Ну, кто в антракте смотрит на часы? Ждут звонка, которым принято приглашать зрителей в зал. Звонка дано не было… Испуганная девушка в униформе, пробегая мимо нас, спрашивает: «А что вы в зал не идете?» А то и не идем, что никто нас туда не пригласил! В зале, оказывается, давно уже весь оркестр на сцене. Звучит музыка Йозефа Брамса. Дирижирует Марк Горенштейн, маэстро с европейской известностью, который вернулся в Россию из Будапешта, где руководил Венгерским государственным симфоническим оркестром. Когда в зал с шуршанием и топотом вломились десятки «опоздавших» зрителей, маэстро был вынужден прервать исполнение и с кислым выражением на лице ожидал, когда припозднившиеся рассядутся и угомонятся. Случившийся конфуз музыканты ижевчанам вроде бы простили – финал был великолепен как по звучанию музыки Брамса, так и по горячему приёму, который устроили слушатели исполнителям. Но тут на сцену поднялся министр культуры Удмуртии Аверьян Трофимович Хритофоров…

Лучше бы он этого не делал. Из двух десятков дежурных слов поздравлений и благодарности явственно прозвучали два явно не к месту. «Маэстро Владимир Борисович…», - вымолвил Аверьян Трофимович в адрес Марка Горенштейна после секундной заминки, видимо, забыв имя и фамилию всемирно известного дирижера. Вечер был окончательно испорчен.

После встречи с прекрасным марш-бросок по сильно пересеченной местности к троллейбусной остановке был уже не так страшен. Что тут сделаешь? Родина!..

Надежда ГЛАДЫШ