Удмуртия – веселая республика. Страна контрастов. Когда подлетаешь на самолете к Ижевскому аэропорту, тебе мягко напоминают: именно здесь живет изобретатель самого известного в мире автомата. А сосед, из местных, давясь от смеха, рассказывает, как получил местный завод богатый заказ на «калашниковы» от президента Венесуэлы, а потом выяснилось: из десяти экземпляров стреляет один? Уго Чавес, говорят, тогда очень расстроился.

Райцентр Сарапул, что в 60 километрах от Ижевска, тоже город контрастов.

Здесь живет отчаянный предприниматель Игорь Иванов. Два года назад его разорили. Как говорят на сленге местной прокуратуры, инициировавшей дело, «закрыли». Правда, не до конца: по-настоящему «закрыть» – значит арестовать и посадить. Иванов не только на свободе – он баллотируется в депутаты от «Патриотов России». Не случайно: виновником своих бед он считает главу местных единороссов президента Удмуртии Александра Волкова, покрывающего, по словам бизнесмена, его обидчиков.

Иванов занимался весьма распространенным в Удмуртии промыслом: он принимал металлолом и сдавал его на Ижмаш. Был единственным в Сарапуле и вторым в республике, кто занимался этим на законных основаниях, имея в кармане лицензию. Бизнес Иванова попал «под колпак» аккурат в тот момент, когда кому-то потребовалось монополизировать прибыльную отрасль. Может быть, конечно, это было простое совпадение, но Иванова после категорического отказа продать дело, стали мучить проверками. И быстро обнаружили, что в его лаборатории стоит устаревшее оборудование. Тут же упрямца лишили лицензии и открыли пять уголовных дел. Результат: четыре из них закрыты – за отсутствием состава преступления. Последнее – на грани закрытия. Однако бухгалтерская экспертиза насчитала Иванову убытков на 10 млн. руб.

Сопротивления, да еще на политическом поприще, от поверженного «металлиста» никто не ожидал. И когда Иванов, вместо того чтобы приползти на брюхе и смиренно выпрашивать сохранения крох от прежнего благополучия, вдруг пошел в атаку, сарапульские власти просто не знали, что и думать. Не секрет: особенность отечественного ведения бизнеса – в его хроническом и неизбежном балансировании на грани законности. Сохранять равновесие помогают правоохранительные органы – не без выгоды для себя. Безумец Иванов сделал то, на что не отваживались его коллеги по бизнесу, – загнанный в угол бизнесмен подробно описал, кто и как вымогал у него взятки. Контратака Иванова не захлебнулась. Подполковник Алексей Быков, глава местного управления по борьбе с экономическими преступлениями (по местным масштабам – царь и бог), оказался на скамье подсудимых.

В пику местным властям-притеснителям Иванов согласился возглавить одну из районных ячеек «Патриотов России». Может, и зря он связался с политикой. Надежды юношей питают, а Иванов – далеко не юноша, дети взрослые. Однако неугомонная душа предпринимателя требует активности. Иванов помогает газете «День», где регулярно выставляется на всеобщее обозрение изнанка местного политического закулисья. Материальной прибыли от присутствия в партии Иванов не ощущает – одни расходы на оргработу, но ведь, говорит, не за деньгами в политику шел. «А зачем?» спрашиваю. – «За достоинством», – отвечает.

Надо сказать, что политическая жизнь Удмуртии проста и незамысловата. Здесь пять главных партий сражаются за места в Госдуме. Лидеры ячеек – по жизни хорошие приятели: это важная особенность провинциальной политической элиты. Первые номера в списках «Единой России», «Справедливой?», ЛДПР и КПРФ соответственно – президент республики Александр Волков, близкий ему бизнесмен Андрей Осколков, сын местного премьера Михаил Питкевич и дружественные удмуртскому президенту коммунисты. Можно сказать, Геннадий Семигин оперся в регионе на стихийно выросшую в республике единственную оппозицию.

Ижевск–Москва

Источник

http://www.ng.ru/ngregions/2007-10-15/17_revenge.html