Dutch punch («дач панч») в переводе с нидерландского означает «удар кулаком, сила, энергия». Именно под таким названием в Ижевске прошёл фестиваль голландского экспериментального кино и видеоарта.

 

Фестиваль состоялся в видеосалоне «Бункер в ВЦ «Галерее». Любителей современного искусства собралось немало – человек 40,  в основном молодые творческие люди, а также люди среднего возраста и профессионалы-креативщики, среди прочих – знаменитый своими эпатажными «выходками» художник участники группы «Археоптерикс» Максим Верёвкин

Знакомство с современным голландским искусством длилось четыре дня – 21-22 и 27-28 сентября. Ижевску в этом плане повезло: лишь некоторые российские города были удостоены чести «просвещать» российского зрителя модными тенденциями европейского кинематографа. В число «везунчиков» попали Санкт-Петербург, Москва, Калининград и Нижний Новгород.

В Ижевске фестиваль голландского кино проходит уже во второй раз: первый состоялся в 2006-м году. И этот фестиваль существенно отличается от предыдущего: во-первых, зритель увидел уже свыше 20 киношедевров, а во-вторых и, наверное, главных – на первых двух кинопоказах присутствовал сам куратор Dutch Punch Андре Шреудерус.

Но его готовность к диалогу с неискушённой прогрессивным видеоартом ижевской публикой не увенчался успехом: наши соотечественники то ли были слишком поражены увиденным, то ли сочли киноэксперименты неинтересными, чтобы начать о них говорить. Хотя второй вариант кажется маловероятным. Когда включался свет и спадала та гипнотическая атмосфера, в которую зрителя погружали зачастую безмолвные и беззвучные европейские фильмы, некоторые подходили к куратору лично и уточняли взволновавшие их детали.

А взволновать их могло многое: эпатажность, самоирония европейских режиссёров не знала границ. Так, в одном фильме (Беа де Виссер «Сейчас, Йоко») главными героями становятся мужская и женские задницы, обнажённые и двигающиеся в такт музыке. А уже в другом фильме ( Гуидо Ван Дер Верфе «Номер два», или «То, что я здесь стою, ещё не говорит о том, что мне этого хочется») зритель видит, как пешехода сбивает на полной скорости машина, а минуту спустя подъезжает микроавтобус, из которого выходят прекрасные балерины и на фоне этого уже трупа начинают выполнять свои танцевальные па.

А потому, как правильно подметил Макс Верёвкин, «здесь не нужно искать смысл». Главное – воздействие на чувства меланхолично сидящего зрителя. Важно – «растормошить» его, оторвать от повседневности, которая засасывает в рутину. В последний день фестиваля я поняла: цель достигнута.