В предпоследний месяц ушедшего бюджетного года главной денежной темой был рабочий визит в Ижевск министра финансов Алексея Кудрина. Цена вопроса в 5,417 млрд рублей, которые до августа 2008 года обещает в рамках подготовки к 450-летнему юбилею присоединения Удмуртии к Российскому государству выделить в помощь республиканскому бюджету федеральный Центр, не поразила воображение. Высокие цены на нефть в первые восемь месяцев прошлого года обеспечивали стабильный прирост доходов в республиканском бюджете.

shemaЧерез
неделю после визита министра Кудрина, при подведении итогов исполнения консолидированного бюджета Удмуртии по ситуации на 1 декабря 2006 года бюджетные доходы достигли 22,511 млрд рублей, из них сумма полученных республикой дотаций, субвенций и субсидий из федеральной казны на тот момент составила 2,640 млрд рублей. Непосредственно в ноябре из Москвы была получена рекордная сумма помощи – 483,4 млн рублей. При этом поступления налогов и сборов с территории Удмуртии в ноябре вышли самыми низкими за предыдущие шесть месяцев - начало сказываться осеннее снижение цен на нефть на внутреннем рынке. В результате меньше, чем когда-либо в прошлом году получил федеральный бюджет. Это сразу начало существенно снижать уровень централизации бюджетных ресурсов. Так, если в сентябре 2006 года в федеральную казну ушло 68,8 процентов собранных в Удмуртии налогов (с учетом возврата дотаций, субвенций и субсидий), а в октябре – 57,4 процентов, то в ноябре уже только 52,1 процента.
Изменение уровня централизации бюджетных ресурсов не повлекло принципиальных перемен в структуре исполнения консолидированного бюджета Удмуртии. В ноябре, правда, сумма доходов бюджета снизилась по отношению к данным за октябрь на 8,8 процента, но по-прежнему была выше ноябрьских доходов прошлого года (+10,4 %). На расходах это тоже пока никак не сказалось. Несмотря на снижение доходов в ноябре сумма ноябрьских расходных статей консолидированного бюджета Удмуртии превысила затраты октября на 9,4 процента, а по сравнению с ноябрем 2005 года - на 21,2 процента. Как и в предыдущем обзоре, по сравнению с ситуацией годичной давности обнаружилось ущемление расходов по двум позициям: на жилищно-коммунальную сферу (-21,5 %) и проведение социальной политики (-13,1 %).
По остальным направлениям власти охотно шли на рост бюджетных расходов. Так, рост затрат на содержание органов власти и управления составил по сравнению с ноябрем 2005 года 18,9 процентов, на правоохранительные органы – 36,5 процентов, на СМИ - 24,3 процента. Продолжилась закачка бюджетных средств в отрасли, подпадающие под планы приватизации. Ноябрьские расходы на транспорт и связь превысили прошлогодние в 2,7 раза (!), и только за этот месяц стоимость основных фондов транспортных предприятий выросла на 94,5 млн рублей. Бюджетные вливания в АПК (лидер государственных инвестиций прошлых бюджетных лет) в ноябре превысили данные за аналогичный период прошлого года на 26 процентов.
Не могли остаться без повышения и индексируемые по зарплате сферы образования (+27,7%) и здравоохранения (+21,4 %).
На их фоне двукратный по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост ноябрьских расходов на культуру объясняется большой тягой республиканских властей к праздникам и всему, что с ними связано – бесплатными билетами в цирк и «другими вопросами в области культуры». При этом культурная инфраструктура продолжала деградировать и подвергалась «оптимизации» бюджетных расходов.
В доходной части в ноябре первое место продолжали удерживать поступления от налога на доходы физических лиц (624,9 млн руб.), а доходы от ставшего «вторым» налога на прибыль (461 млн руб.) снизились по сравнению с октябрем на 22,9 процента (-20,5 % по отношению ноябрю 2005 года). В соответствии с сезонным циклом резко (в 5,5 раз) упали поступления от налогов на совокупный доход и так же резко возрос сбор налога на имущество организаций (+2,4 раза). В два раза по сравнению с ноябрем прошлого года упали платежи за пользование природными ресурсами. Падение цен на нефть не могло обойти стороной этот ресурсный налог. И только поступления от налога на игорный бизнес продолжали оставаться стабильными. По ситуации на 1 декабря с помощью игровых автоматов бюджет Удмуртии получил 214,5 млн рублей. Этих денег достаточно, чтобы два месяца содержать всю республиканскую и муниципальные власти в Удмуртии, и даже почти не в чем себе не отказывать…

tabl