Целая неделя выходных дней выявила специфику их проведения. Граждане, которые провели выходные «на боку», наверное, заметили просто невероятное количество телепередач, шоу, викторин, ребусов с шикарными супер-призами и просто поражающими своей простотой вопросами.

фотоОт телезрителя требуется только одно - позвонить или отправить с мобильного телефона sms-сообщение. А дальше, как говорится, дело техники…

Схема

Контент-провайдеры сотовых операторов в один голос заявляют, что sms-игры только набирают обороты. Прибыльность этого сектора рынка очень высокая - миллионы долларов ежегодно. На сегодняшний день аудитория sms-игр постоянно растет и уже насчитывает более миллиона постоянных участников, которые в месяц тратят на это развлечение от 76 (это цена минимального соединения с sms-порталом) и более рублей. Как заявляют в рекламе своих услуг разработчики sms-игр, их целевая аудитория от 18 до 65 лет. На самом же деле на рекламу, обещающую выигрыш в несколько сотен тысяч рублей, активно реагируют школьники, которые не замечают или просто игнорируют предупреждения, что участие могут принимать только лица с 18 лет.
Как правило, по условиям большинства телевикторин требуется отправить правильный ответ или кодовое слово на sms-портал, после чего компьютер должен из множества звонков выбрать счастливчика и перезвонить ему. В это время ведущий в эфире подбадривает участников, увеличивает сумму выигрыша, демонстрирует бонусы, дает подсказки, намекает, словом делает все возможное, чтобы убедить телезрителя, что вот он, журавль, уже почти в руках. Выводится один из счастливчиков в эфир, но то связь обрывается, то на элементарный вопрос дается неверный ответ. «С проигрышем Олега ваши шансы увеличиваются», - подстегивает ведущий. В итоге приз кто-то забирает или время в игры в телеэфире заканчивается.
Все время, пока телеигра в эфире, внизу экрана под всеми огромными цифрами разыгрываемых сумм мелким шрифтом транслируются правила игры. Чаще всего там указывается стоимость sms, как правило, без НДС, далее идет стоимость звонка, которую нужно уточнить у оператора сотовой связи, информация о том, что стоимость звонка округляется в большую сторону, при ошибочном запросе на номер система уведомит вас об ошибке, но услуга будет считаться оказанной и что более подробно о правилах игры можно прочитать на таком-то сайте и «отправляя sms, убедитесь в согласии владельца номера». Последней фразой вся ответственность перекладывается на участника викторины.
Эта схема работает и с телефонными звонками.
Печатные СМИ тоже не остались в стороне от этого прибыльного дела. В женских журналах между интервью со звездой и тенденциями моды сезона втиснуты несколько страниц с sms-конкурсами. Хочешь тапочки известной фирмы или модные духи - отправь sms! - призывает популярное дамское издание. Сообщение с кодовым словом обойдется всего в 15 рублей (для имеющих рублевую тарификацию). Количество отправленных sms увеличивает шанс выиграть приз.
Не нужно думать, что такими играми увлекаются только наивные дети или легкомысленные девушки. Мой знакомый преподаватель УдГУ, обладающий просто энциклопедическими знаниями, пытался посредством sms-викторины в журнале выиграть ноутбук. Правда, деньги на счете его мобильного телефона закончились уже на третьем вопросе, а, значит, начинать игру надо с нуля, после поступления денежных средств на счет телефона. Обошлось это «развлечение» примерно в 300 рублей. У преподавателя хватило жизненного опыта не продолжать.

«Натанцевал» на 24 тысячи рублей

В редакцию нашей газеты позвонила пожилая женщина. По ее словам, она получила счет от ОАО «Волгателеком» на
24 000 рублей. Ей удалось выяснить, что сумма обусловлена звонками на передачу «Танцы со звездами». Якобы с ее номера поступило более 600 звонков, причем по распечатке звонков выходит, что за несколько минут номер телепередачи набирали более 30 раз, что физически произвести невозможно. Ее внук действительно два раза звонил по указанным в эфире телепрограммы номерам, а что там дальше произошло, возможно, был какой-то сбой или телефон стал автоматически дозваниваться до указанного номера, неясно.
В службе по связям с общественностью Удмуртского филиала ОАО «Волгателеком» нам ответили, что такие случаи действительно бывают. «Это не единичное обращение и не самая большая сумма. Например, в Саратове мальчик сделал в поддержку понравившегося певца звонков на 120 000 рублей. В любом случае этот счет придется оплатить. Мы советуем родителям чаще беседовать со своими детьми, предупреждать их, что звонки не бесплатные. Стоит напомнить, что даже при звонке со стационарного телефона на федеральный мобильный (те, что начинаются на 8 - 9**) взимается 1,5 рубля за минуту. Это небольшие деньги, но об этом надо знать и помнить», - прокомментировал начальник службы по связям с общественностью Александр Фонарев.

Азарт не бывает бесплатным

Алкоголизм, наркомания, компьютерная зависимость, зависимость от азартных игр - это все понятия, стоящие в одном ряду. Механизмы формирования всех зависимостей, к сожалению, одни и те же. Как правило, в их основе чаще всего лежат и похожие психологические проблемы. В самостоятельное заболевание зависимость от игры - гэмблинг, лудомания, игромания, - была выделена совсем недавно. Сейчас к ней относятся так же, как и к другим зависимостям - алкоголизму, наркомании. Но если в лечении наркомании и алкоголизма имеется много наработок и способов коррекции, то игромания еще не успела обзавестись таким солидным арсеналом. Так что будьте бдительны, не попадайтесь на удочку своей жадности.


Комментарии

Артем Кулябин, семейный психотерапевт, директор психологического центра «Феникс» (Ижевск, Удмуртия)


Россия - страна более страстная, чем Европа, где люди более прагматичны. Русские верят в то, что можно без труда разбогатеть. Все мы выросли на сказках про золотую рыбку, по щучьему велению, про скатерть-самобранку, про «двух из ларца, одинаковых с лица», где те или иные блага герою достаются за «просто так». Все это глубоко укоренилось в бессознательном нашего народа.
В этом - одна из причин популярности всевозможных телеигр, лотерей, где в один момент труда можно выиграть целое состояние. Человек по сути своей жаден, а организаторы подобных розыгрышей умело этим пользуются.
Причем, стоит отметить, что у мужчин этот порок (игромания) встречается чаще, чем у женщин. У одних жадность - патологическая черта характера, у других это может быть связано с проблемами в семье, как в собственной, так и в родительской. Допустим, у отца человека, попавшего в зависимость от игры, была тяжелая судьба: он, к примеру, страдал алкоголизмом или рано ушел из жизни. Игромания – это тенденция к саморазрушению, к растянутому во времени самоубийству. У игрока внутри будто действует установка - «Лучше я проиграю деньги, чем свою жизнь». Такие проблемы одними нравственными наставлениями не решить, нужна помощь специалиста.
Что касается играющих в азартные игры детей, то они, как правило, копируют поведение родителей. Нередко это сигнал, что есть проблемы во взаимоотношениях между самими родителями либо это тянется еще из их родительских семьей. Важно не упустить момент и помочь ребенку преодолеть зависимость от игр, пока он не стал обкрадывать, воровать, попрошайничать.
Если не помогают разговоры, лучше обратиться к специалисту, который поможет решить проблему с ребенком с меньшими эмоциональными и финансовыми затратами.

Андрей Геннадьевич Баранов, директор Ижевского филиала ОАО «ВымпелКом» (Билайн)

Сколько стоит соединение с порталами sms-игр?
Стоимость соединения с подобного рода порталами может составить от 15 центов до 2 долларов (в зависимости от договора с порталом или заключенного с агрегатором договора). Оператор мобильной связи обеспечивает «транспортные» услуги по доставке услуг абонентам. Контент-провайдер - компания или частное лицо, занимающееся реализацией принадлежащего ему контента или прав на его использование абонентам сотовой связи самостоятельно, через оператора или агрегатора. Агрегатор - компания, занимающаяся установлением множественных договоренностей с отдельными контент - и сервис-провайдерами, а также с операторами, для облегчения процесса организации доставки контента пользователям услуг мобильной связи.
Как можно предохраниться от такого затратного увлечения детей?
Точно такой же вопрос может возникнуть в ситуации чрезмерной увлеченности ребенка телевизором или компьютером. Что касается детей, то компания в большинстве случаев не знает, принадлежит ли какой-то номер ребенку - ведь он всегда зарегистрирован на одного из родителей. Поэтому здесь очень важна роль родителей. Если телефон есть у ребенка младше 14 лет, то подразумевается, что решение о покупке было принято родителями (родственниками). Соответственно, родители могут контролировать, как их ребенок пользуется СМС через контроль баланса (запрашивая детализацию). Кроме того, в некоторых телефонных аппаратах есть блокировки потребления услуг (через функцию настройки стоимости звонка). Хотя разъяснительные беседы, как нам кажется, играют большую роль, нежели механическое закрытие доступа к сервисам - ведь для современного ребенка возобновление доступа очень часто не является проблемой.