В Ижевске с 15 января по 6 февраля в Художественном салоне Национального центра ДПИ и ремесел Удмуртской Республики работает Выставка «Куклы из Японии».

Выставка является частью программы «Дни культуры Японии по городам России», которая работает с 1992г. Посольство Японии в России Екатеринбургское отделение общества «Россия-Япония» представляют выставку «Куклы из Японии».

История кукол Японии уходит своими корнями в глубокую древность. Первые известные японские куклы датируются III тысячелетием до нашей эры. Как и во многих странах, в Японии куклы первоначально имели два предназначения: для совершения магических обрядов как олицетворение духов, злых или добрых сил – и для игры. Со временем выделилась третья роль японских кукол: предметы для любования. Таких кукол наибольшее число в данной экспозиции. Особым мастерством изготовление кукол стало отличаться в эпоху Эдо, в период стабильности и расцвета искусства Японии.

На различных праздниках, посвященных смене времен года, куклы «Еси но Сэкку» на 5-е мая – «Праздник мальчиков. День детей» и «Танго но Сэкку» на 3-е марта «Праздник девочек». Хина Мацури выставлялись, с целью задобрит несчастья. Эти куклы были весьма популярны в эпоху Эдо – время стабильности и отсутствия политической борьбы.

Японские куклы сделаны из дерева, бумаги, ткани или глины. Наиболее привлекательными и прелестными кажутся знаменитые куклы кимэкоми предназначенные исключительно для любования. Эти куклы превратились в отдельный жанр декоративно-прикладного творчества. А выставки кукол стали своеобразной формой соревнования лучших мастеров. Процесс изготовления таких кукол сложен и долог – это самые дорогостоящие куклы, над ними трудится целая «бригада»: сначала мастер изготавливает из дерева голову, туловище, затем костюмер наряжает куклу в нарядное кимоно, а еще один художник вытачивает ноги и руки. Для таких кукол ткань для кимоно - национальной одежды японцев зачастую ткалась вручную или же расписывалась ручным способом излюбленными сюжетами японцев: это цветы сакуры – японской вишни, алые листья клена, драконы. Настоящий портной одевает куклу, а затем повязывает ей непременную принадлежность национального наряда – широкий пояс оби . Кимоно не имеет пуговиц и запахивается слева направо и у мужчин, и у женщин; фиксируется поясом оби.

После того, как кукла одета, обута, причесана, ее снабжают аксессуарами. Ими может стать пестрый, украшенный традиционными мотивами японского прикладного искусства зонтик, или же шелковый платок фуросаки, в котором и женщины и мужчины носят различные мелкие предметы, изящно завязывая платок. Наряд дополняет японская национальная обувь – гэта , своего рода сандалии на высокой деревянной подошве и дзори.

Куклы «Кокеси» созданы из выточенного и раскрашенного дерева . Они имеют относительно позднюю историю, начавшуюся в поздний период эпохи Эдо.

Веер - также необходимое дополнение к костюму. Веера до сих пор – самый распространенный новогодний подарок у японцев. В то же время веер необходимый атрибут актера национального японского театра. По тому, что изображено на веере (ветка сакуры, повозка с цветами, дракон), и по тому, как держит актер веер, зрители «прочитывают» и характер персонажа, и предугадывают развитие действия

Эта выставка знакомит нас с современным художественным миром кукол, с его непревзойденной традицией и глубоким проникновением в современную жизнь японского народа.

Посольство Японии, надеется, что посетители выставки будут проникнуты тем, как эти куклы воплощают глубокий и кроткий дух наших предков, и будет счастливо, если бы эта выставка вызвала настоящее понимание и высокую оценку кукол Японии.