Руководство группы СОК приняло принципиальное решение о продаже контрольного пакета акций ОАО "Ижавто". Главным претендентом на него является ФГУП "Рособоронэкспорт". Однако, как утверждают в СОК, помимо государства "Ижавто" (Ижевск, Удмуртия) хочет приобрести и группа ГАЗ Олега Дерипаски. Не исключено, что за счет переговоров с ГАЗом СОК пытается поднять цену на акции "Ижавто", поскольку сумма сделки, предложенная "Рособоронэкспортом", продавца не устраивает.

Как рассказал Ъ источник в руководстве группы СОК, она приняла окончательное решение о продаже "Ижавто". По словам собеседника Ъ, причина в том, что с июля представители "Рособоронэкспорта" (топ-менеджмент ФГУП управляет АвтоВАЗом) "настойчиво рекомендуют" группе продать предприятие. Сейчас, говорит источник Ъ, стороны обсуждают детали сделки. В частности, не решен вопрос, будет ли "Рособоронэкспорт" выкупать "Ижавто" на одну из своих структур или же напрямую на баланс АвтоВАЗа. Сумму сделки собеседник Ъ не уточнил.
В "Рособоронэкспорте" сделку с СОК не комментируют. Официальные представители АвтоВАЗа вчера подтвердили, что завод заинтересован в покупке контрольного пакета акций "Ижавто", однако отметили, что о результатах переговоров с СОК "говорить пока рано". Однако источник в руководстве АвтоВАЗа сообщил Ъ, что переговоры с СОК "завершены на 90%". По его словам, окончательное решение о покупке "Ижавто" будет принято осенью после утверждения стратегии развития АвтоВАЗа. При этом, отмечает собеседник Ъ, акции "Ижавто", скорее всего, будут переведены на баланс АвтоВАЗа, а не структур "Рособоронэкспорта". Сумма сделки, по оценкам источника Ъ, "составит около $100 млн".
Между тем, утверждает источник Ъ в СОК, на финальном этапе переговоров с "Рособоронэкспортом" на акции "Ижавто" появился еще один претендент – группа ГАЗ Олега Дерипаски. По словам собеседника Ъ, представители СОК сами сделали предложение ГАЗу рассмотреть покупку "Ижавто". Источник Ъ полагает, что если покупателем автозавода станет группа Олега Дерипаски, то, скорее всего, она остановит выпуск на "Ижавто" автомобилей ВАЗ и сконцентрируется на сборке моделей корейской Kia. Сумму возможной сделки с ГАЗом источник Ъ также не назвал. Пресс-секретарь группы ГАЗ Владимир Торин вчера заявил Ъ, что группа не исключает новых приобретений, но "никаких решений на этот счет не принято".
Мощности "Ижавто" рассчитаны на выпуск 220 тыс. автомобилей в год. До конца года завод намерен собрать 21,5 тыс. автомобилей ВАЗ-21043 из машинокомплектов, поставляемых с АвтоВАЗа, а также выпустить 15 тыс. фургонов Иж-27175. Кроме того, с 2005 года "Ижавто" собирает автомобили Kia Spectra. С января по май 2006 года выпущено около 8,6 тыс. этих машин. С октября завод также начнет выпуск автомобилей Kia Rio 2. В 2007 году объем сборки Kia на "Ижавто" должен составить 40 тыс. машин.
По мнению отраслевых экспертов, рыночная стоимость "Ижавто" составляет минимум $150 млн, то есть более чем на 30% дороже, чем предлагает "Рособоронэкспорт". Неудивительно, что СОК, по словам ее официальных представителей, "готова рассмотреть любые предложения по поводу 'Ижавто', если будет предложена адекватная цена". "Мы продолжаем развивать сотрудничество с Kia, в частности, намерены запускать производство новой Kia Rio. Неудивительно, что на фоне таких проектов цена 'Ижавто' должна быть высокой",– поясняет источник Ъ в руководстве СОК.
Однако участники рынка теряются в догадках, зачем ижевский автозавод понадобился группе ГАЗ. Она делает ставку на выпуск в первую очередь коммерческих автомобилей, а сегмент легковых машин представлен в группе маркой "Волга", которую в перспективе заменят автомобили Chrysler Sebring и Dodge Stratus (права на их сборку ГАЗ приобрел весной). Не исключено, что альтернативные переговоры СОК с группой могут быть всего лишь попыткой владельцев "Ижавто" надавить на "Рособоронэкспорт" и поднять цену на продаваемый актив.
ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ; ПАВЕЛ Ъ-КАЛЕДИН, Тольятти



Что бы еще доверить "Рособоронэкспорту"?
Юрий Елисеев, гендиректор НПЦ "Салют":
– Я бы поручил создание авиадвигателя пятого поколения. В "Рособоронэкспорте" квалифицированный персонал, и с этой задачей они бы справились. "Рособоронэкспорт" – организация, в максимальной степени отражающая позицию государства, так что "Ижавто" только выиграет.
Егор Гайдар, директор Института переходного периода, в 1991-1992 годах и. о. премьера России:
– Не знаю, но переход компаний под контроль "Рособоронэкспорта" мне не нравится. Собственность должна быть частной, а не государственной. Опыт двух веков это доказывает.
Олег Шуляковский, экс-гендиректор ОАО "Балтийский завод":
– Да хоть судостроение. Некоторые приобретения "Рособоронэкспорта", в том числе и поглощение "Ижавто", мне не ясны. Организация, которая занимается торговлей оружием, начинает скупать автопредприятия. Логики я здесь не вижу.
Александр Ермишин, директор ОАО "Саратовский авиационный завод":
– Если они займутся Саратовским авиазаводом, я не против.
Владимир Щербаков, вице-президент РСПП, в 1982-1985 годах заместитель гендиректора КамАЗа:
– То, что должно быть очень конкурентоспособным. Ради этого можно создать даже несколько "оборонэкспортов" разной спецификации. "Рособоронэкспорт" имеет много денег и может позволить себе перепроизводство. Что касается гражданских отраслей, то если государство считает нужным консолидировать пакет акций, то в этом ничего плохого. И нечего паниковать, что государство все захватывает.
Борис Виноградов, депутат Госдумы, профессор МГТУ имени Баумана:
– Все, что связано с радиоэлектроникой и производством сложной медицинской техники, ведь для нацпроекта "Здравоохранение" все приходится закупать за рубежом. Сейчас "Рособоронэкспорт", по сути, исполняет постановление ЦК КПСС, которое содержит указание заняться товарами народного потребления.
Виктор Беляев, председатель правления Европейской управляющей компании, в 2000-2001 годах гендиректор ГАЗа:

– Пожалуй, в России уже нечего. "Рособоронэкспорт" последователен в приобретениях: сначала АвтоВАЗ, потом "Ижавто". Теперь "Рособоронэкспорту" надо перестать фантазировать и приобрести за рубежом завод двигателей "Евро-4" или "Евро-5". Иначе хорошего отечественного автомобиля не будет. Кроме того, "Рособоронэкспорту" надо пригласить профессионалов, ведь АвтоВАЗ показал, что управленцы в "Рособоронэкспорте" слабоваты.
Источник http://www.kommersant.ru/

Постоянный адрес новости http://www.kommersant.ru/doc.html?DocID=699590&IssueId=30180