Рабочей группой по проблемам монетизации льгот Общественного совета пенсионеров (ОСП) и Координационного Совета Удмуртии подготовлен типовой иск в Верховный суд Удмуртской Республики. «Мы намерены организовать массовую подачу исков в суд, - говорит активистка ОСП Алевтина Ивасьева, - на региональный закон №89, который нарушил конституционные права ветеранов и статью 153 закона №122, предполагающую полноценную компенсацию всех отмененных льгот ветеранам».

Напомним, что Алевтина Ивасьева уже прошла по этому закону все судебные инстанции в Удмуртии и России и теперь ее иск к государству принял Европейский суд. Однако сегодня подача новых исков будет проходить в новых условиях – после постановления  Конституционного суда РФ №5-11 от 15 мая 2006 года, в котором говорится: «…Органы власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не вправе сокращать объем предоставляемых льгот и, конкретнее, не могут понижать размер денежного эквивалента социальных выплат».

«Иск Ивасьевой может служить ориентирам активистам Союза Координационных Советов России, - говорит председатель  Координационного Совета гражданских действий Андрей Коновал, - в тех регионах,  где власти подобно Удмуртии отказались от полноценной денежной компенсации льгот».

Связаться для получения необходимых материалов, сообщает пресс-служба ОСП и Координационного Совета, можно по телефону (3412) 78-20-05 (Коновал Андрей Петрович), по электронной почте – e-mail: konoval5@yandex.ru. 

Для подачи в Верховный суд УР надо заплатить госпошлину в 100 рублей, но если иск подается от целой группы человек, то сумма пошлина делится на всех.

Текст иска приводим полностью:

 

                                                          

В Верховный суд Удмуртской Республики

г. Ижевск, ул.Ленина, 37

 

Ответчики:

Государственный Совет Удмуртской Республики

г. Ижевск, ул. 50 лет Октября, 15

 

Правительство Удмуртской Республики

г. Ижевск, ул. Пушкинская, 214

 

                                                                           Заявители:

 

(№ п/п, Ф.И.О,   адрес, номер телефона, номер удостоверения «Ветеран труда»)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

заявление

 

о   признании противоречащей  законодательству Российской Федерации

статьи 3 п.1, гл.2 закона удмуртской Республики от 23.12.2004г. №89-РЗ “Об адресной социальной защите населения в УР”,

 

о возврате предоставления мер социальной защиты ветеранов труда в натуральном виде, определенных законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5 ФЗ в статье 22по состоянию на 31.12.2004г.,

 

или замене соответствующих отмененных мер социальной защиты ветеранов труда равноценной денежной компенсацией.

 

Во исполнении требований федерального законах «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995 года (далее федеральный закон «О ветеранах») статьи 22 (в редакции федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года ст.44 п.п.17) меры социальной поддержки ветеранов труда, а  также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Государственным Советом Удмуртской Республики и Правительством Удмуртской Республики разработан и введен в действие с 01.01.2005 года «Закон об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике»  №89-РЗ от 23 декабря 2004 года.

В статье 3 глава 2 часть 1 «Социальная поддержка ветеранов труда» закона  №89-РЗ определены следующие меры социальной поддержки ветеранов труда:

1. скидки по оплате жилых помещений (величина не указана);

2. скидка по оплате коммунальных услуг (величина не указана);

3. сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказаниям гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством РФ, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях Удмуртской Республики – законодательными правовыми актами Удмуртской Республики;

4. получение ежемесячной денежной выплаты (размер не указан).

 

Остальные меры социальной защиты ветеранов труда, определенные статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» по состоянию на 31.12.2004г., аннулированы законом Удмуртской Республики №89-РЗ без предоставления равноценной денежной компенсации соответствующих отмененных мер социальной защиты ветеранов труда, а именно:

1.  Бесплатный проезд:

-                     в любом городе, независимо от места проживания на всех видах городского  пассажирского транспорта ( кроме такси), 

-                     на автомобильном транспорте (кроме такси) пригородных и междугородних маршрутов.

2. Бесплатное зубопротезирование.

3. Скидка 50% на абонентскую плату за телефон, радио и пользование коллективной антенной.

4. Оказание бесплатной медицинской помощи в полном объеме.

5. Меры социальной защиты ветеранов труда, которые оцениваются иными  видами  материального и морального характера поддержки, а именно:

а) ветераны труда, прекратившие трудовые отношения с предприятиями, в которых они работали до назначения пенсии, сохраняли права членов трудового коллектива;

б) за ними сохранялось право на улучшение жилищных условий, пользование объектами социально-бытовой сферы и услугами культурно-просветительных учреждений, право на участие в приватизации, акционировании соответствующих предприятий;         

в) при продолжении своей трудовой деятельности предоставлялся ежегодный отпуск в удобное для них время;

г) при продолжении своей трудовой деятельности предоставлялся по желанию дополнительный отпуск без сохранения заработной платы на 30 дней.

   Отмена законом УР №89-РЗ существовавших  ранее мер социальной защиты ветеранов труда без предоставления соразмерной денежной компенсации соответствующих отмененных льгот в полном объеме, значительно ухудшило и без того нищенское материальное положение ветеранов труда.

   Для наглядности представляем «Таблицу мер социальной защиты ветеранов труда в Удмуртии»:

1. Представляемых до 01.01.2005г. согласно закону «О ветеранах» ст.22 по состоянию на 31. 12.2004г.

2. Предусмотренных законом УР №89-РЗ ст.3 гл.2 часть 1.

3. Фактически представляемых ветеранам труда с 1.01.2005г.

Ниже приведены комментарии к аннулированным в Удмуртии мерам социальной защиты ветеранов труда, отмена которых влечет за собой ежедневные ничем не оценимые моральные страдания сотни тысяч ветеранов труда в Удмуртской республике:

   1. Льготный проездной билет стоимостью 150 рублей для ветеранов труда на сегодняшний день, введенный Постановлением Правительства УР №3 от 21.01.2005 года дает право проезда только по городу и в радиусе 50 км пригородной зоны.

   Право бесплатного проезда в междугородном автомобильном транспорте предоставляется лишь определенной категории граждан – детям-инвалидам и больным, направляющимся для лечения в лечебно-профилактические учреждения по санитарно-курортным путевкам согласно Постановлению Правительства УР №34 от 14.03.2005 года.

Лишение ветеранов труда бесплатного проезда на автомобильном транспорте (кроме такси) пригородного и междугороднего маршрутов лишило ветеранов труда возможности навещать своих детей, внуков и родных, а также навещать могилы своих близких даже внутри республики.

   2. Более 70% пожилых граждан нуждаются в протезировании зубов, но нищенская (называемая «трудовой пенсией по старости») пенсия при среднем размере пенсии в 2996 рублей не позволяет им это сделать.

   3. Многим ветеранам труда в связи с отменой льготы 50% скидкой оплаты за пользование телефоном, радио и антенной приходится отказываться от этих услуг.

   4. Формулировка оказания медицинской помощи в законе УР №89-РЗ ст.3.гл.2п1. не предусматривает бесплатной медицинской помощи в полном объеме. В связи с расширением платных медицинских услуг и отсутствием диагностики в поликлиниках, фактически одна медицинская услуга (одному ветерану труда) в месяц обходится до 300 рублей. Своими действиями законодатель УР и Правительство УР нарушили основной закон России – конституцию РФ ст.41 п.1. Создали угрозу для здоровья и жизни ветеранов труда. Что влечет за собой ответственность в соответствии со статьей 41 п.3 Конституции РФ.

   5. Причем действия региональных органов власти, аннулировавших пункты по предоставлению обязательного ежегодного отпуска в удобное для ветерана время и дополнительного в случае продолжения своей трудовой деятельности имеют дискриминационный характер по отношению к ветеранам труда, так как для всех остальных категорий ветеранов эти меры социальной поддержки, согласно ст.14.п.п..11., ст.15. п.п.13, ст.16 п.п.11 ст.17 п.п.9, ст.18 п.п.9, ст. 19 п.п.10) в федеральном законе «О ветеранах» остались в действии.

 

   Констатация нарушений требований федерального законодательства и несоблюдении порядка замены льгот на денежные компенсации.

Закон Удмуртской Республики №89-РЗ от 23.12.2004г. статья 3, часть 1, гл.2 отменивший меры социальной защиты ветеранов труда, определенных законом «О ветеранах» ст.22 по состоянию на 31.12.2004г. без равноценной замены, заведомо умаляя их общественный и социальный статус, причинил им моральный вред, нанес убытки их семейным бюджетам, понизил жизненный уровень ветеранов труда, чем поставил под угрозу сохранение их жизни. Закон №89-РЗ от 23.12.2004г. (статья 3 часть 1 гл.2) грубо нарушил нормы федерального законодательства:

   1.Закон УР №89-РЗ ст.3.ч.1.гл.2 от 23.12.2004г. противоречит требованиям преамбулы федерального закона «О ветеранах»: «Настоящий федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в  Российской Федерации, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе».

   2. Закон УР №89-РЗ ст.3.ч.1.гл.2 разработан на основании закона №122-ФЗ статьи 44.п.п.5),8),17) но нормы преамбулы и статьи 153 Закона №122-ФЗ, устанавливающие принципы перехода к новой системе обеспечения мер социальной поддержки ветеранов труда и определяющие пределы усмотрения субъектов РФ законодателем УР и Правительством УР  проигнорированы.

Удмуртский закон №89-РЗ нарушил требование преамбулы федерального закона №122-ФЗ:

-«… в настоящем законе решаются задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан»;

- «… настоящий закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан РФ на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти  и органами государственной власти субъектов РФ»;

   3. Кроме этого преамбула федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г. устанавливает нормативный порядок замены натуральных льгот на денежные компенсации при переходе к системе социальной защиты ветеранов, основанной на положениях закона №122-ФЗ:

«При избрании иного порядка предоставления льгот, чем тот  который существовал на 31.12.2004г. субъекты РФ обязаны:

а) «при замене льгот в натуральной форме   на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан…»;

б) « реализовать принципы поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования»;

в) «Нормы настоящего ФЗ должны реализоваться в соответствии  с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина».

 

4. Нормативный порядок замены натуральных льгот на денежные компенсации устанавливает статья 153 пункт2 закона №122-ФЗ от 22.08.04.г

«При издании органами государственной власти субъектов нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов, должны быть соблюдены следующие условия:

- вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров, предоставлявшихся по состоянию на 31.12.2004 года;

-  при изменении после 31.12.2004 года  порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан  до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем  финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены»

 

5. Однако, законодатель УР Правительство УР в противоречии нормам преамбулы и статьи 153 закона 122-ФЗ, введя в действие с 01.01.2005 года закон УР №89-РЗ статья 3, часть 1, глава 2, не только не пытались повысить или даже сохранить достигнутый на 31.12.2004 года уровень социальной защиты ветеранов труда, но будучи уверенными в своей безнаказанности, использовали закон №122-ФЗ, как возможность по максимуму отмены мер социальной защиты ветеранов труда, определенных законом «О ветеранах» (статья 22) по состоянию на 31.12.2004 года без денежной компенсации соответствующих отмененных мер социальной защиты.

 

Вывод:

Закон УР №89-РЗ статья 3, часть 1, глава 2, отменивший меры социальной защиты ветеранов труда, определенных законом «О ветеранах» в статье 22 по состоянию на 31.12.2004 года без денежной компенсации отмененных льгот, грубо нарушил:

   - нормы преамбулы закона «О ветеранах»;

   - нормы преамбулы и статьи 153 закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года.

Нарушена так же статья 55 (часть 2) Конституции РФ, согласно которой:

« В России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина».

В постановлении Конституционного Суда РФ №5-11 от 15.05.2006 года по запросу о проверке конституционности  ряда норм закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года сказано:

«Согласно статьи 153 закона 122-ФЗ все граждане, у которых до 01.01.2005 года было право на льготы и компенсации, закрепленные в отменяемых законах, не утрачивают этого права после вступления в силу нового закона. И органы власти  субъектов РФ, а также органы местного самоуправления не вправе сокращать объем представляемых льгот и, конкретнее, не могут понижать размер денежного эквивалента социальных выплат».

Конституционный Суд напомнил, что Конституция РФ в статье 7  провозглашает: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»

 Статья 19 гласит:

«Государство гарантирует равенство прав и свободу человека и гражданина, независимо от места жительства и других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав гражданина по признакам социальной принадлежности».

Статья 39 гласит:

«Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Социальный характер государства предполагает заботу о тех членах общества, которые в силу ограниченных возможностей оказываются неспособными обеспечить необходимый уровень жизнеобеспечения для себя».

 

   Мы, ветераны труда, считаем, что в Удмуртии оспариваемыми актами нарушены наши права на достойную жизнь и государственную поддержку пожилых граждан, гарантированные выше указанными статьями Конституции РФ, а также создаются препятствия к осуществлению этих прав.

   Лишение ветеранов труда с 1.01.2005 года мер социальной защиты, представляемых им с января 1995 года, без равноценной замены -  грубейшее нарушение

   - статьи 11( право на достойный жизненный уровень и непрерывное улучшение жизни) Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах.

   - статьи 1 Протокола №1 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека, которая гласит:

« Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества»

Статья 2 Конституции РФ гласит:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Конституционный Суд РФ в своем постановлении №5-11 от15.05.2006 года» о проверке конституционности ряда норм закона №122-ФЗ от 22.04.2004 года отмечает:

«Российская Федерация, как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично - правовых обязательств.

   Замена льгот на денежные компенсации должна содержать эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого социального уровня социальной защиты граждан. Причем объем социальных прав не должен зависеть от того, на территории какого муниципального образования проживают граждане, а это достигается только лишь «путем справедливого перераспределения  публичных финансов, включая бюджетные средства».

Говоря конкретно о законе №122-ФЗ, Конституционный Суд РФ отметил, что он направлен  «на решение задач обеспечения конституционного равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан»

На основании  вышеизложенного просим:

1. Отменить пункт 1 статьи 3 главы 2 закона Удмуртской Республики №89-РЗ от 23.12.2004 года « Социальная поддержка ветеранов труда»

2. Вернуть ветеранам труда все льготы в натуральном виде, определенные законом « О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995 года, в статье 22 по состоянию на 31.12.2004 года, или заменить равноценной денежной компенсацией соответствующие отмененные льготы.

3. Истребовать от Правительства УР документы, подтверждающие равноценную замену конкретно каждой из отмененных законом №89-РЗ от 23.12.2004 года льгот ветеранам труда, определенных законом «О ветеранах»  №5-ФЗ от 12.01.1995 года в статье по состоянию по 321.12.2004 года.

4. Возместить  моральный и материальный ущерб,  наносимый нам с 01.01.2005 года.

 

   Прилагаемые документы:

1.Закон Удмуртской Республики №89-РЗ от 23.12.2004 г. «Об адресной социальной защите населения в УР».

2. Статья 22 федерального закона « О ветеранах» от 12.01.1995г. по состоянию на 31.12.2004 г.

3. Преамбула и статья 153  закона №122-ФЗ от 22.08.2004г.

4.Постановление Правительства УР №3 от 21.01.2005г.

5.Постановление Правительства УР №34 от 14.03.2005г.

6. Таблица с информацией о предоставляемых мерах социальной защиты ветеранам труда в Удмуртской Республике.

7. Квитанция о госпошлине.

8. Копии удостоверений «Ветеран труда» граждан:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Подписи:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________