Считается, что работа в госорганах очень привлекательна. Что быть чиновником престижно: чиновник вхож во все круги, взятки и "поощрения" сами лезут ему в карман, а про зарплату и говорить нечего. Конечно, чиновники в России не бедствуют. По данным Росстата, в зависимости от места работы и занимаемой должности в 2005 году зарплаты госслужащих выросли на 25-40 процентов, тогда как средняя заработная плата в стране - лишь на 21,3 процента. И во многом благодаря этому сегодня среднестатистический чиновник официально зарабатывает действительно больше, чем среднестатистический житель России - примерно 12,5 тысячи рублей против 9,4 тысячи рублей.

Стоп! Сколько, говорите, тысяч? Двенадцать с половиной? Это у чиновников? Да бред. Мы же знаем, как на самом деле обстоят дела. Все это "липа"... Все знают, кто такие чиновники. Сидят в кабинетах, жируют, ни черта не делают.

На самом деле, чиновники называются официально "государственные гражданские служащие". И делятся они на четыре категории. Главная, ведущая, старшая и младшая категории. В соответствии с этими категориями им и начисляется заработная плата. Губернатор - это чиновник главной категории. Вице-губернатор - тоже главной. Консультант аппарата губернатора и специалист отдела - тоже чиновники. Только ведущей и старшей групп. И зарплаты у них разные. И "мести" всех под одну гребенку по меньшей мере глупо.

Ни в коем разе не защищаю чиновников (я тоже, поверьте, сталкивался с чиновничьим бюрократизмом и очковтирательством), но давайте рассмотрим вопрос объективно, без истерии и лишних эмоций. А выводы делайте сами.

Так вот, фонд оплаты труда государственных гражданских служащих Пермского края формируется в соответствии с законом о денежном содержании государственных гражданских служащих. Зарплата чиновника состоит из оклада и прочих надбавок. За выслугу лет, особые условия, материальная помощь в размере двух окладов один раз в год, надбавка за ученую степень, уральский коэффициент. Тут нет ничего нового, у депутатов ЗС и гордумы зарплата формируется по той же системе.

Вообще основная идея в формировании заработной платы чиновников звучит так: зарплата чиновника должна быть эффективной. Он должен ее отрабатывать. Поэтому желающим посидеть на "теплом" месте и попользоваться халявным Интернетом в чиновники идти не советую. Надбавка "за особые условия" здесь дается не просто так. Как сказал мне за рюмкой чая один знакомый чиновник, особые условия - это когда вы работаете не с девяти до шести, как положено, а с восьми до двенадцати или часу ночи. Это бывает постоянно:

- Я во вторник выхожу с работы в двадцать три часа, а Олег Анатольевич как раз возвращается с осмотра дороги Полазна - Чусовой, - делится впечатлениями мой знакомый. - Столкнулись, как говорится, в дверях. "Что, уже уходите? - спросил он. - Не рановато?" И это нормальная практика. Не помню, чтобы я уходил с работы раньше девяти. Да и с отпуском тоже не у всех получается. Вон Игорь Папков с сегодняшнего дня в отпуске, но выйдет уже со следующей недели, потому что работы непочатый край.

Как известно, в Пермском крае недавно сформировано правительство, назначены новые министры. С министерскими зарплатами, привилегиями?

Однако это не так. Наши министры, скажем так, не совсем настоящие. Вернее, настоящие по названию, но ненастоящие по зарплате.

Опять-таки, не защищая чиновников, привожу цифры. Переформирование области в край происходит без увеличения фонда оплаты труда. Сколько получали заместители губернатора, столько будут получать и министры. Скажем, если оклад заместителя губернатора был 17144 рубля, он будет получать на рубль больше - 17145 рублей. Как мне пояснили в администрации области, цифра просто округлена, чтобы бухгалтерам было легче считать. Тот министр, который стал министром будучи начальником какого-либо управления, а не вице-губернатором (его оклад был 9987 рублей), теперь будет получать 9990 рублей. Округлено с той же целью. То есть тот, кто был руководителем департамента, стал министром с точно таким же окладом. С такими же надбавками, которые были до того.

Теперь давайте, как говорится, по списку. Итак, оклад губернатора Пермского края Олега Чиркунова составляет 23811 рублей. Оклад председателя правительства Пермского края Николая Бухвалова - 19048 рублей. Министры - бывшие вице-губернаторы Михаил Антонов, Валерий Сухих и Игорь Папков имеют оклад 17145 рублей, министры (бывшие руководители управлений) - а это министр градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края Александр Кудрявцев, министр здравоохранения Анатолий Зубарев, министр образования Александр Зимин, министр промышленности и природных ресурсов Валерий Серидин, министр социального развития Татьяна Галицина, и.о. министра финансов Алексей Новиков и департаментов - по 9990 рублей. Пока вакантны места трех министров - министра культуры (по некоторым данным, им станет Олег Ощепков), министра сельского хозяйства и министра общественной безопасности. Их оклады будут зависеть от должностей, которые они занимали ранее.

Оклады заместителей министров варьируются от 8085 рублей до 8985 рублей, заместители начальников управлений получают оклад 7280 рублей. Далее по убывающей до специалистов второй категории (это самая младшая должность, которая есть в пермской областной власти) - 3190 рублей. Но - внимание - со всеми надбавками, премиями, материальной помощью любой чиновник пермской областной власти не может получать сумму в год более 35,76 оклада. Это - максимум.

Но, как говорится, оклады окладами. А что же фактически, как говорится, на руки? А вот что. По официальным данным на 1 июля 2006 года, вместе со всеми доплатами губернатор Пермского края получает в среднем на руки 74666,6 рубля в месяц. Его заместители - 60469,6 рубля.

Особо выделяются в данном случае сотрудники территориальных подразделений федеральных органов власти, которых по праву можно считать самыми обделенными чиновниками современной России. Во-первых, сам по себе уровень оплаты их труда строго регламентирован и оставляет желать лучшего. По данным Росстата, в первом квартале нынешнего года "федералы", работающие в регионах, в среднем получали лишь 10,9 тысячи рублей. А во-вторых, их доходы даже близко нельзя соотнести с доходами коллег, работающих в центральном аппарате федеральных министерств и ведомств и получающих благодаря различным доплатам и надбавкам в 2-2,2 раза больше. В большинстве регионов России доходы государственных и муниципальных служащих не идут ни в какое сравнение друг с другом. В Пермском крае ситуация та же. Выборные главы органов местного самоуправления зарабатывают в месяц на руки в среднем 18705,2 рубля - это даже меньше, чем ведущие специалисты аппарата администрации области. Назначаемые главы местных администраций получают 24757,9 рубля. Муниципальные служащие органов местного самоуправления - 12868,99 рубля.

Какие льготы и привилегии положены чиновникам? Нас, конечно, в первую очередь интересуют министры. Пермским министрам положены: отпуск 35 календарных дней плюс дополнительно за стаж: 1 год - 1 день, но не более четырнадцати дней. Мобильный телефон, стационарное рабочее место с компьютером. Автомобиль без мигалок ("никаких мигалок" - это вообще отдельная позиция нашего губернатора). Только если приезжает кто-то особо важный, тогда, согласно протоколу, да, впереди идет машина сопровождения с мигалками. А так - нет. Плюс две материальные помощи в размере оклада к отпуску. Все.

Опять-таки, много это или мало - решайте сами. Что можно сказать точно - чиновники далеко не самые высокооплачиваемые люди на свете. По крайней мере, у нас в Пермском крае. Опять-таки, не защищаю чиновников, но если сравнить величину их доходов с доходами работников некоторых предприятий Прикамья, то картина получается далеко не в пользу первых. Так, в 2004 году специалистами администрации Пермской области было проведено исследование доходов государственных гражданских служащих Пермской области и доходов работников 52 ведущих предприятий Перми. Выяснилось, что средняя зарплата председателей главных управлений и департаментов составила 23083 рубля (самым "бедным" в 2004 году стал председатель дорожного комитета - 16948 рублей, самыми "богатыми" - председатель управления международных и внешнеэкономических связей - 28359 рублей и председатель комитета по делам архивов - 28370 рублей), а средняя зарплата, скажем, директора по экономике на производстве в то время составляла 88496 рублей, главных бухгалтеров - почти пятьдесят тысяч рублей, начальников отделов маркетинга - 31617 рублей, главных инженеров - 37733 рубля, начальников цехов - более 26 тысяч рублей...

Сейчас же эта диспропорция, пожалуй, еще более увеличилась. А зарплата топменеджеров - это вообще отдельная история, которая, увы, становится достоянием гласности только в результате судебных решений.

Конечно, считается, что есть чиновники - исключения. Скажем, те, кто представляет интересы государства в советах директоров госкомпаний, могут рассчитывать на весьма приличное вознаграждение. Это "выходное пособие" становится доступным им, когда они оставляют госслужбу.

Или еще считается, что подавляющее большинство госслужащих, конечно, не располагают легальными возможностями обогащаться. Поэтому используют теневые. Достаточно многие молодые люди рассматривают должность на госслужбе как некую собственность, которую можно конвертировать в дензнаки. Они твердо уверены, что через год-два после прихода в органы власти теневые доходы избавят их от необходимости думать о величине официальной зарплаты. И для этих людей вопрос не в том, какую должность занимать, а в том, какими деньгами распоряжаться.

Только сажают таких. Рано или поздно. К гадалке не ходи.

Источники http://allrussia.ru

Постоянный адрес новости http://allrussia.ru/nowadays/default.asp?NS_ID={B549FF63-E99A-4D46-A5EA-DEFD658D7AE1}&HN_ID=1