В Министерстве здравоохранения и социального развития РФ состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Здоровье». На нем были рассмотрены вопросы реализации пилотных проектов, направленных на повышение качества медицинских услуг, а также исполнение мероприятий в рамках нацпроекта в республиках Алтай и Адыгея.

Замминистра Руслан Хальфин в своем выступлении дал оценку состоянию стационарного звена, отметив, что положительные сдвиги лишь резче обозначили необходимость его реструктуризации. Нехватка высококвалифицированных врачей, изношенность оборудования, дефицит финансов – вот, пожалуй, основные болевые точки, которые надо устранять. Для этого, в частности, предлагается упростить систему финансирования, укрепить материально-техническую базу медучреждений, внедрить стандарты оказания медпомощи.

Напомним, что сегодня стационары финансируются по двум каналам - из регионального бюджета и по программе обязательного медицинского страхования населения. Из фонда ОМС выделяются средства на оплату труда медработникам, питание пациентов больниц, медикаменты. Из бюджета покрываются расходы на содержание лечебных учреждений. Но деньги можно тратить только по предварительно согласованным статьям, что сводит к минимуму эффективность финансирования. То есть, если, положим, средства на «коммунальную» статью уже закончились, а тут нужно срочно отремонтировать больничную канализацию, то сделать это нельзя. При этом деньги-то есть, но их можно потратить только на закупку лекарств или питание пациентов. Медпомощь в стационаре  эффективней в том случае, когда применяется одноканальное финансирование и оплата производится за фактически оказанные медицинские услуги.

Наряду с внедрением такого финансирования, будет введена система фондодержания - когда больнице, в зависимости от количества обслуживаемого населения, выделяется определенная сумма средств. Чем лучше будет в ней поставлена профилактическая работа, тем больше останется денег на развитие самой больницы и в фонде зарплаты. Если же пациенты станут переходить в другие лечебные учреждения, они фактически заберут с собой и деньги. Поэтому больницы и поликлиники будут заинтересованы работать качественно.

Своим опытом внедрения одноканальной системы финансирования на заседании Рабочей группы поделилась министр здравоохранения Самарской области Галина Гусарова. «Мы стали при отделениях поликлиник создавать станции неотложной помощи. Вызов, поступающий в службу скорой помощи, передается в эти «неотложки». Тем самым экономятся деньги, поскольку работа скорой помощи стоит гораздо дороже, чем «неотложки», – рассказывает самарский министр. - Мы стали видеть, что к больным, поступившим по экстренной помощи в стационар, врачи стали относиться внимательнее. В результате этого у нас сократилось длительность пребывания в стационаре. То есть появился интерес сэкономить деньги за счет предоставления качественных медицинских услуг и потратить их на поликлинику, на оборудование, на новые технологии». Гусарова заметила: «Как только мы пошли по одноканальному финансированию, то были вынуждены реорганизовать структуру коечной сети: у нас было 35 тысяч, а стало 24 тысячи коек. И этого достаточно, более того, есть даже избыток».

Пилотные эксперименты, направленные на повышения качества медицинских услуг в стационарном звене, будут проведены в 2007 году в 10 регионах, а в 2008-м – еще в стольких же. По словам замминистра Руслана Хальфина, заявки на участие в них уже подали 26 регионов. Отбираться они будут по нескольким критериям. В частности, предложены такие параметры, как наличие плана создания эффективной системы функционирования стационаров и готовность регионов к проведению экспериментов и участию в софинансировании расходов. Ожидаемые результаты реализации пилотных экспериментов:

– оплата за объемы медицинской помощи по конечному результату с учетом качества оказанной медицинской помощи;

– отработка подходов к внедрению отраслевых систем оплаты труда с ориентацией на конечный результат;

– введение унифицированных форм оплаты стационарной помощи через систему ОМС;

– прозрачность в администрировании финансовых потоков;

– персонифицированный учет расходов на оказание стационарной помощи каждому пациенту, расчет стоимости страхового года;

– оптимизация сети стационарных учреждений здравоохранения;

– увеличение самостоятельности ЛПУ в вопросах расходования средств.

По итогам заседания было принято решение поручить Минздравсоцразвитию РФ подготовить исчерпывающий Перечень мероприятий по реализации пилотных экспериментов, разработать проекты правовых актов, необходимых для их реализации, представить предложения по организации и проведению конкурса по отбору регионов для участия в подобных проектах.