1. Исполнение прямых полномочий органов местного самоуправления

Статья 14 Жилищного кодекса устанавливает компетенцию органов местного самоуправления в области жилищных отношений. К ней относятся:

1) учет муниципального жилищного фонда

Осуществление данных полномочий в Администрации г. Ижевска возложено на Комитет муниципального жилья, который ведет реестр муниципального жилищного фонда. По состоянию на 1 мая 2006 года в муниципальном реестре числится 50 948 квартир (помимо общежитий). Имеется тенденция уменьшения числа муниципальных квартир в реестре в результате процесса приватизации жилья населением. С начала действия нового Жилищного кодекса количество муниципальных квартир снизилось на 25%.

 

2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда

В соответствии с Законом Удмуртской Республики «О порядке признания граждан малоимущими в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации», с целью реализации Жилищного кодекса, Администрацией г. Ижевска было принято постановление от 14 декабря 2005 г. №576, которым урегулирован порядок проведения процедуры по признанию гражданина-заявителя и членов его семьи малоимущими. Гражданин-заявитель обращается в Администрацию района с заявлением о признании его семьи малоимущей, представляет документы согласно утвержденного перечня. Администрация района, после рассмотрения заявления, направляет документы в Центр расчетов жилищных субсидий и получает расписку о принятии документов. На основании поданных документов, производится расчет пороговых значений размера доходов и стоимости имущества гражданина-заявителя и членов его семьи в соответствии с распоряжением Правительства УР от 12.09.2005г. №897-р. Далее пакет документов и расчеты пороговых значений передаются в Администрации районов для принятия решения о признании граждан малоимущими.

По состоянию на 01.06.2006 г. приняты документы от 57 семей, из числа которых 21 семья признана в установленном порядке малоимущей, остальные документы находятся на рассмотрении.

 

3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

С целью реализации Жилищного кодекса решением Городской думы г. Ижевска от 28.07.05 г. №349 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 13,3 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека и учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 на человека.

Для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в соответствии с Законом Удмуртской Республики «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Администрацией г. Ижевска было принято постановление от 14 декабря 2005 г. №576, которым утвержден порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории г. Ижевска.

 

4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда

В настоящее время ведется разработка проекта решения Городской думы «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, внесение которого на рассмотрение Городской думы запланировано на октябрь 2006 года.

 

5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда

Администрацией города с 1 марта 2005 года улучшены жилищные условия по договорам социального найма для 41 семьи.

 

6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения

Порядок перевода жилого помещения в нежилое и наоборот определен главой 3 Жилищного кодекса. Перевод осуществляется органом местного самоуправления. В г. Ижевске Администрацией города в соответствии с постановлением от 14.04.2005 г. №50 «О наделении дополнительными полномочиями ГУАиГ г. Ижевска» принимать такие решения уполномочен ГУАиГ г. Ижевска. Перевод жилого помещения в нежилое допускается, если доступ к переводимому помещению возможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым, или есть техническая необходимость оборудовать такой доступ. За 2005 год переведено в нежилые помещения 1666 кв.м. жилых помещений.

 

7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений

Обязательным условием проведения работ по перепланировке жилых и нежилых помещений, является наличие подготовленного в установленном порядке проекта переустройства.

За период с начала действия нового Жилищного кодекса рассмотрено 684 проекта по переустройству жилых и нежилых помещений, а также материалов по 4365 случаям самовольной перепланировке жилых помещений.

 

8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания

В соответствии с Жилищным кодексом, постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» Администрацией города принято постановление от 29 мая 2006 года №217, согласно которому создана межведомственная комиссия при Администрациях районов г. Ижевска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами проводится работа по подготовке документов на межведомственную комиссию по признанию жилых помещений непригодными для проживания.

Всего за 2005-2006 гг. подготовлено 47 технических заключений. На сегодняшний день общее количество домов, признанных непригодными для проживания, составило 135.

 

9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства

Органами местного самоуправления в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда осуществляется ежегодный контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, в т.ч. и за ходом подготовки жилищного фонда к зиме. Контроль ведется с привлечением ЖРП, которые на сегодняшний день осуществляют работу по техническому обслуживанию и текущему ремонту жилищного фонда. Кроме того, с целью надлежащей организации работы разработана ПАМЯТКА по содержанию жилого помещения для собственника и нанимателя жилья. Памятка вручается жителю при проведении профилактических осмотров. По этим вопросам также проводится инструктаж и на собраниях с жителями домов и арендаторами.

 В 2005-2006 гг. проведены мероприятия по обеспечению сохранности инженерного оборудования и устройств жилых домов, в том числе в рамках кампании по антитеррору.

 

2. Содействие органов местного самоуправления реализации Жилищного кодекса на территории г. Ижевска

Новый Жилищный кодекс внес значительные изменения в отношения собственников и управляющей компании. Теперь собственникам жилых помещений предоставлена возможность выбрать способ управления многоквартирным жилым домом. В соответствии со ст. 165 Жилищного кодекса органы местного самоуправления обязаны создавать условия и информировать граждан по вопросам управления многоквартирными жилыми домами. В целях реализации Жилищного кодекса на территории г. Ижевска Администрацией г. Ижевска издано постановление от 25 марта 2005 года №127 «О мероприятиях по реализации Жилищного кодекса на территории г. Ижевска в части содержания и обслуживания жилищного фонда». В соответствии с данным постановлением собственникам помещений в многоквартирных домах рекомендовано провести общие собрания собственников для определения способа управления многоквартирным домом. Интересы муниципалитета как собственника муниципального жилья уполномочен представлять Комитет муниципального жилья.

Также вышеуказанным постановлением были утверждены следующие документы:

примерная форма договора на управление многоквартирным домом,

примерная форма сообщения о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме,

примерная форма протокола собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома,

примерная форма листа голосования собственника помещения многоквартирного дома.

Администрация города приняла активное участие в организации и проведении общих собраний собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, согласно утвержденному графику.

На начало июня в городе проведено 2200 общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, из них кворум состоялся на 1378 собраниях, в том числе жители 548 домов не смогли определиться с формой управления. В 830 домах приняли решение о выборе формы управления. Из них 809 - выбрали способ управления управляющей организацией, а в качестве управляющей организации выбрали Горжилуправление. Это 98 процентов. Решение о создании ТСЖ было принято в 21 доме., и этот процесс активно продолжается.

Процесс передачи многоквартирного дома в управление ТСЖ от муниципальной управляющей организации уже отработан. При передаче дома ТСЖ передается также имеющаяся документация, как техническая, так и иная, связанная с управлением домом. ТСЖ рекомендуется в течение месяца с момента передачи жилого дома заключить договоры с организациями, предоставляющими коммунальные услуги. ТСЖ при передаче дома обязуется заключить договор на содержание и ремонт общего имущества в части муниципального жилищного фонда и перечислять в установленном порядке плату за наем, собранную с нанимателей муниципальных жилых помещений. При этом Комитет муниципального жилья Администрации г. Ижевска продолжает вести учет имеющихся в доме жилых неприватизированных помещений.

Собственникам необходимо помнить, что важно не только правильно организовать и провести собрание по выбору способа управления. Важно организовать дальнейшее взаимодействие для обеспечения своих прав и интересов.

Так, например, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 мая 2006 года №54 «О распределении и расходовании в 2006 году средств бюджета Удмуртской Республики на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда» предусмотрено выделение 53 млн. руб. на капитальный ремонт жилищного фонда г. Ижевска. Администрация г. Ижевска проводит работу по реализации данного постановления исходя из фактического состояния дома и готовности собственников нести расходы по капитальному ремонту. Перечень домов г. Ижевска, требующих капитального ремонта, направлен в Минстрой УР для согласования.

Важным вопросом в настоящее время стал вопрос общежитий. С целью определения возможности перевода зданий общежитий в категорию жилых домов для постоянного проживания и рассмотрения возможности приватизации жилых помещений в них Администрацией города Ижевска были приняты постановления от 31.01.2006г. №30 и от 17.03.2006г. №93, в соответствии с которыми утвержден ее состав.

По результатам работы комиссии:

- приняты постановления Администрации г. Ижевска о переводе 17 общежитий, находящихся в муниципальной собственности г. Ижевска, и одного общежития, находящегося на балансе ФГУП «Купол», в жилые дома для постоянного проживания. Граждане, заселенные на законных основаниях, получили ордера на занимаемые жилые помещения;

- направлено обращение в Государственный совет УР о поддержке инициативы Московской Городской думы о внесении в законодательство РФ изменения в части продления срока приватизации жилых помещений до 01.01.2010 г.;

- проведено рабочее совещание с руководителями предприятий по вопросу передачи ведомственных общежитий муниципалитету и рассмотрения возможности приватизации жилых помещений в них;

- в 2006 году запланировано перевести в жилые дома общежития по ул. Песочной, З6а и ул. 9 Января. 185а, но вопрос дальнейшей приватизации жилых помещений в них действующим законодательством не урегулирован;

- в 2006 году запланировано снять статус общежитий с домов №№ 81, 83, 84, 85, 91, 92 в пос. Машиностроителей, №№ 25а, 27а по ул. 9-я Подлесная, №2 по пер. Раздельному;

- для жильцов муниципальных общежитий подготовлена брошюра с информационным материалом, разъясняющим все плюсы и минусы, которые возникнут у них при приватизации занимаемых жилых помещений;

- в 39 общежитиях создан Совет общежитий, выбраны ответственные лица. В остальных общежитиях проводятся собрания, на которых обсуждается необходимость создания Советов общежитий;

- подготовлен и выполняется план мероприятий, необходимых для изменения статуса домостроений и перевода их из категории общежитий в жилые дома;

- подготовлен и находится на рассмотрении проект Решения Городской думы г. Ижевска «Об утверждении Положения «О порядке исключения зданий общежитий, находящихся в муниципальной собственности города Ижевска, из специализированного жилищного фонда и перевода их в категорию жилых домов».

 

3. Тарифы и субсидии

Изменения, связанные с Жилищным кодексом, произошли и в сфере экономики ЖКХ. Теперь органами местного самоуправления устанавливается размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не для всего жилищного фонда, а только для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Пересмотр цен и тарифов в сфере ЖКХ осуществляется в связи с инфляцией ежегодно, как правило, с 1 января. Исключение в этом году составила только уже упоминавшаяся плата за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой был установлен не с 1 января, а с 1 марта 2006 года, что связано с истечением срока в 1 год, отведенного собственникам для принятия решений о выборе способа управления многоквартирным домом, и утверждением предельных индексов изменения размера платы за жилое помещение Региональной энергетической комиссии УР в феврале 2006 года. Пересмотр цен и тарифов в сфере ЖКХ на 2006 год в г. Ижевске был осуществлен в соответствии с указанными предельными индексами: на коммунальные услуги – 116%, на содержание и ремонт жилья – 114%.

Вопрос стоимости жилищно-коммунальных услуг тесно связан с платежеспособностью граждан и мерами социальной помощи малоимущим.

В целях реализации статьи 159 Жилищного кодекса на территории Удмуртской Республики в части перехода к перечислению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. №761 и соответствующим распоряжением Правительства Удмуртской Республики принято постановление Администрации г. Ижевска «Об утверждении Положения о предоставлении гражданам г. Ижевска субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с применением банковских счетов». В 2006 г. осуществляется переход на предоставление субсидий с использованием банковских счетов граждан – получателей субсидий. На 1 июня 2006 г. количество семей, пользующихся субсидией, составило 19 599, сформировано 16 380 дел о банковских счетах граждан, что составляет 83,6% от всех получателей субсидий. Начислено субсидий за 5 мес. 2006 г. в сумме 50 730 тыс. руб., в том числе на банковские счета 15 781 семьям на сумму 10 193,7 тыс. руб. Для граждан, получивших право на субсидию до утверждения вышеуказанного постановления Администрации г. Ижевска, сумма субсидии будет отражаться в счете-квитанции на оплату ЖКУ до окончания срока назначения субсидии, т.е. размер оплаты за ЖКУ будет уменьшен на сумму субсидии. Для граждан, вновь обращающихся за субсидиями, субсидии будут предоставляться путем перечисления на банковские счета граждан.

До 24 числа текущего месяца формируется реестр получателей субсидий с указанием сумм субсидий для перечисления на банковские счета граждан. Документы направляются в орган, исполняющий местный бюджет – Управление финансов Администрации города. До наступления срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги сумма субсидии подлежит к перечислению на банковские счета граждан. Граждане – получатели субсидии на банковский счет, счет-квитанцию получают со 100% начислением оплаты ЖКУ.

Прием граждан для получения права на субсидию ведется в 5 районных центрах расчета за ЖКУ, по месту жительства граждан. Имея в городе единый Центр расчетов за ЖКУ, где производится начисление ЖКУ, регистрация и снятие с регистрационного учета граждан, расчет субсидий и льгот, позволяет решить эту проблему комплексно. В Горжилуправлении внедрена программа «Учет расчетов с квартиросъемщиками», связанная с базами данных Пенсионного фонда, Министерства социальной защиты населения УР, Управления социальной защиты населения г. Ижевска и Городского центра занятости населения УР. Это позволяет сократить время рассмотрения обращений граждан для получения субсидий и льгот. Также имеется база по всем 22-м категориям граждан, пользующихся льготами.

Таким образом, расчет субсидий и льгот производится в единой программе, что позволяет жителям решать все имеющиеся вопросы в одном месте – Центре расчетов за ЖКУ ГЖУ по месту жительства, по принципу «единого окна».

 

4. Разъяснение норм Жилищного кодекса гражданам

Как показали проведенные собрания собственников жилых помещений, граждане не готовы нести ответственность за эксплуатацию жилищного фонда. Во многих случаях при проведении собраний не удается собрать даже 50% собственников для обеспечения правомочности собраний. В то же время по проведенным собраниям следует отметить незнание гражданами нормативных основ в жилищной сфере, что тормозит развитие рыночных отношений в ЖКХ.

Администрацией г. Ижевска особое внимание было уделено информированию населения об особенностях нового Жилищного кодекса в 2005 году. Был осуществлен второй выпуск массовой брошюры «Как управлять многоквартирным домом», в которой в яркой и доступной форме разъяснялись основные положения нового Жилищного кодекса, процесс формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и другие актуальные вопросы, наиболее часто задаваемые населением. Брошюра была роздана гражданам бесплатно в почтовые ящики. Сейчас данная брошюра является действенным справочно-методическим пособием для жителей, уполномоченных по домам, инициаторов создания товариществ собственников жилья. В связи с высокой оценкой брошюры, полученной у населения, было принято решение сделать выпуск подобных изданий регулярным.

В апреле 2005 года был проведен обучающий семинар для руководителей СМИ и журналистов, специализирующихся на жилищно-коммунальной тематике на тему «Деятельность жилищно-коммунального хозяйства города Ижевска в условиях действия нового Жилищного кодекса». В семинаре приняли участие представители Минстроя УР, Администрации Ижевска.

Кроме того, был организован семинар, посвященный процессу создания ТСЖ в Ижевске, с участием Ассоциации собственников жилья, ТСЖ, жилищно-ремонтных предприятий, журналистов, специализирующихся на вопросах ЖКХ. Информация, обсуждаемая на этих семинарах, была широко освещена в городских и республиканских СМИ.

На страницах республиканских газет по теме Жилищного кодекса было опубликовано более 200 статей, опубликован ряд статей и в федеральных общественно-политических и специализированных СМИ.

Организованы «прямые эфиры» (ТК «Арсенал», ТРК «Моя Удмуртия») по теме: «Выбор способа управления жилым домом» и «Жилищный кодекс РФ».

Проблемам реализации Жилищного кодекса были посвящены выпуски тематических передач «Вестник ГЖУ» (ГТРК «Удмуртия»); «Наш дом» (радио ГТРК «Удмуртия»); «Дом, в котором мы живем» (радио ТРК «Моя Удмуртия»).

 В 2006 году созданы и запущены в эфир тематические передачи «Дела житейские» (ТК «ТВС») и «На своей территории» (ТК «Новый регион»).

В настоящее время идет работа по подготовке к выпуску третей брошюры для собственников жилых помещений.

 

5. Проблемы с реализацией Жилищного кодекса

1. Новый Жилищный кодекс внес значительные изменения в отношения нанимателей и наймодателя, собственников и управляющей компании. Существует ряд проблем связанный с реализацией Жилищного кодекса. Период, когда собственникам жилых помещений предоставлена возможность избрать способ управления многоквартирным жилым домом, стал проблематичным в правоприменительной практике.

В судах г. Ижевска находятся многочисленные иски граждан о понуждении к выполнению капитального ремонта. Жилищный фонд г. Ижевска нуждается в капитальном ремонте, при отсутствии поступлений на капитальный ремонт в течение 3-х лет. В переходный период выбора собственниками способа управления домами законодателем не решен вопрос финансирования и порядка проведения капитального ремонта зданий.

Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома. Согласно ст. 65 Жилищного кодекса обязанность проведения капитального ремонта возложена на наймодателя. Однако, в то же время решениями судов проведение работ возлагается на управляющую организацию. В настоящий момент Главой муниципального образования «город Ижевск» направлено обращение в Государственную Думу Российской Федерации по изменению порядка финансирования капитального ремонта. Предлагается предусмотреть в межбюджетных отношениях субвенции на капитальный ремонт домов, либо выделение бюджетных ссуд на капитальный ремонт домов на время переходного периода.

2. Качество предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям зависит от оплаты гражданами за жилищно-коммунальные услуги. Процент поступлений средств от населения снижается ввиду отсутствия действующей санкции за неоплату. Несмотря на то, что статьей 65 Жилищного кодекса закреплено право наймодателя требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги и процесс принудительного взыскания задолженности урегулирован, с учетом изменения социального положения большой категории граждан данная мера не является эффективной. Статьей 90 Жилищного кодекса предоставлено право на обращение в суд с требованиями о выселении в случае неоплаты услуг более 6 месяцев. Однако данная норма остается недействующей ввиду трудности при подаче данной категории исков со стороны судов г. Ижевска.

3. Новый Жилищный кодекс должен способствовать продолжению реформы ЖКХ. Новое законодательство расширяет права собственников жилья, стимулирует их инициативу по созданию различных форм организации управления многоквартирными домами. Но реализация Жилищного кодекса на местном уровне в значительной степени сдерживалась отсутствием и несвоевременным принятием большого количества подзаконных актов федерального уровня. Например, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги в случае оказания данных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также порядок утверждения нормативов потребления коммунальных услуг были утверждены Правительством Российской Федерации только в мае 2006 года.

4. Новый Жилищный кодекс не урегулировал проблему капитального ремонта жилых домов, передаваемых в ведение муниципалитетов от предприятий-банкротов. В соответствии с действующим законодательством такие дома передаются предприятиями-банкротами муниципалитетам в состоянии «как есть». Т.е. даже если дом требует капитального ремонта или находится в аварийном состоянии, то в таком состоянии он и подлежит передаче, без каких-либо обязательств с передающей стороны. Средства на капитальный ремонт таких домов не учтены в межбюджетных отношениях, а собственники жилых помещений не в состоянии сразу собрать средства на капитальный ремонт, который зачастую надо проводить в срочном порядке.

 

6. Выводы и предложения

В целом, реализация Жилищного кодекса на территории г. Ижевска осуществляется планомерно, в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами федерального и республиканского уровня.

            В настоящее время для продолжения реализации Жилищного кодекса на территории г. Ижевска на законодательном уровне первоочередными являются следующие мероприятия:

Урегулирование вопроса о порядке финансирования и проведения работ по капитальному ремонту жилых зданий г. Ижевска, в т.ч. решение вопроса о финансировании жилищного фонда, принятого от предприятий-банкротов.

Возможно принятие нормативного документа о порядке предоставления жилых помещений, в том числе общежитий, в связи с выселением граждан за неоплату коммунальных платежей.

 

На уровне местного самоуправления первоочередными мероприятиями по реализации Жилищного кодекса Администрация г. Ижевска считает:

Стимулирование проведения собраний собственников жилья посредством проведения разъяснительной работы в СМИ и участия в общих собраниях собственников.

Стимулирование создания ТСЖ путем выделения бюджетных средств на капитальный ремонт домов, в которых создаются ТСЖ.

Проведение открытых конкурсов на управление жилищным фондом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2006 г. №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом». Для этого Администрацией г. Ижевска принято постановление от 10 апреля 2006 г. №141 «Об организации конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

Принятие целевых программ по развитию систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Жилищным кодексом.

 

Администрация города Ижевска заинтересована в обеспечении жителей Ижевска качественными жилищно-коммунальными услугами и прикладывает для этого все возможные усилия. В настоящее время эти усилия связаны с реализацией положений нового Жилищного кодекса.