Проектом «Социальное такси» гордилась и Администрация Ижевска и Управление социальной защиты города и республиканские власти. Однако, с 1-го июля «гордость» приказала долго жить.

 

О «гордости»

В России в целом, и в Удмуртии в частности, жизни людей с ограниченными возможностями, или как их принято называть у нас в стране - инвалидам, не позавидуешь. Проблем ни одна и ни две, начиная с отсутствия пандусов, как в жилых домах, так и в административных учреждениях, и заканчивая проблемами занятости. И все же вплоть до 1-го июля этого года Администрация г. Ижевска несомненно могла гордиться одним из своих проектов – «Социальным такси» для обслуживания живущих в городе инвалидов.

Эта социальная услуга появилась в столице Удмуртии в конце сентября 2003 года с подачи городской администрации. Договор, заключенный со службой «Такси 373» давал возможность людям с ограниченными возможностями воспользоваться услугами такси по льготной цене. Стоимость одной поездки для пассажира социального такси независимо от дальности поездки и количества сопровождающих составляла 15 рублей. Получалось, что пассажир оплачивал в среднем только 21 процент от стоимости поездки. Остаток суммы делили между собой городской бюджет (57,2 %) и транспортная компания (21,4 %).

Услуги «социального такси» пользовались спросом, о чем сообщает официальный сайт администрации города. Только за первый месяц работы такси, этой услугой воспользовались 55 человек, совершившие 128 поездок. Со временем число пользователей социального такси только росло. В такси нуждались и студенты-инвалиды, обучающиеся заочно, и инвалиды, страдающие почечной патологией, которым еженедельно необходимо проходить процедуру диализа. Социальное такси предоставляло не только индивидуальные, но и групповые поездки. Процедура заказа социального такси оказывалась более затянутой, чем обычный вызов, но не катастрофично. Клиент по телефону (в будние дни недели) подавал заявку на обслуживание в районное отделение центра социального обслуживания за двое суток до дня заказа. В заявке должны были быть указаны: фамилия, имя отчество, домашний адрес, телефон, номер пенсионного удостоверения, день, время, место доставки, наличие сопровождающего и информация о необходимости обратной поездки.

Специалист  центра социального обслуживания сверял данные заказа с базой и передавал информацию о заказе в службу такси. Самому пассажиру оставалось только заплатить за поездку 15 рублей и расписаться на чеке таксиста.

Пассажирами такого льготного такси были инвалиды 1-2 групп и дети – инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, а также сопровождающие их лица. Льготы распространялись исключительно на вынужденные поездки: к административным учреждениям органов государственной власти и местного самоуправления, в Пенсионный фонд, в учреждения здравоохранения и социального обслуживания, в органы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, в протезно-ортопедическое предприятие, а также к центрам расчетов за жилищно-коммунальные услуги и к правлениям обществ инвалидов. И все. Только самое необходимое. 

 

Социальный казус

Теперь на звонок «373» отвечают: «извините, но эта услуга прекратила свое существование с 1-го июля. Все подробности вы можете узнать в вашем районном отделе социальной защиты». Чтобы не тратить ни свое, ни чужое время решаю обратиться непосредственно к руководителю Управления социальной защиты Администрации г. Ижевска Ирине Галиной. «Увы, – проворковала в трубку какая-то сотрудница управления, – Ирина Владимировна в отпуске. Кто вам может помочь, я не знаю. Разве что, после обеда позвоните, должен появиться секретарь».

Остается возможность пройти «от частного к общему», обратиться в районный отдел социальной защиты, как и порекомендовали «таксисты». Может быть, они что-то знают? В одном из районных отделов получаю гениальный по своей лаконичности ответ: «Денег нет». «А на все остальные вопросы вам сможет ответить только начальник управления», – прервали там поток моих вопросов. Узнав, что начальник городского Управления социальной защиты в отпуске и не сможет ответить на вопросы редакции, мне дали координаты заместителя. Но как, выяснилось тремя минутами позже, заместитель тоже оказался в отпуске.

Помочь выйти из этого положения могло только появление еще одного зама. Худо-бедно рассказать о сложившейся ситуации согласилась Салия Закирова, заместителей начальника управления. По словам Салии Ахмаровны в бюджете и в самом деле закончились деньги на такси. Деньги выделялись по программе «Социальная поддержка инвалидов 2003-2005 г.г.». А сейчас уже 2006 год. Город не может самостоятельно выделять средства на «социальное такси», и потому чиновники управления в данный момент находится в состоянии ожидания новых денежных средств. Собственно, как сообщила Салия Закирова, городские власти самостоятельно деньги не выделяли, а получали их из республиканского бюджета, поэтому есть все основания полагать, что о сложившейся проблеме должны знать в Министерстве социальной защиты УР. Пока в городском управлении соцзащиты искренне надеются на возвращение «социального такси», некоторых из особо нуждающихся удалось на благотворительных началах определить на обслуживание в другие службы такси. «Прикрепили к ним больных с гемодиализом. Пока бесплатно возят» - отчиталась Салия Ахмаровна.

Как ни полагались в городском управлении социальной защиты на компетентность Министерства соцзащиты УР, оказалось, что делали они это зря. На реплику о закрытии проекта «Социальное такси» заместитель министра социальной защиты Сергей Суворов отозвался с таким искренним изумлением: «Как? Неужели перестало существовать?» - что подозревать чиновников министерства в сокрытии информации стало просто неловко. «Ну, что вы?» – откровенничал заместитель министра – «мы никакого отношения не имеем к этому проекту, и денег никаких не видели, «Социальное такси» было исключительно городской инициативой. Так что всю информацию можно получить у начальника Управления социальной защиты в Администрации г. Ижевска. Только насколько я знаю она в отпуске». «Угу, и заместитель там же» – подумала я и начала прощаться. «Ну, надо же, – еще раз удивился напоследок Сергей Васильевич, – закрыли что ли, а я думал, нет»…