Ирина Степура, Хабаровск

Дата публикации 28 июня 2006 г.

Хабаровский краевой суд поставил точку в вопросе: может ли приватизировать свою комнату жилец общежития?

Да, может, заявил суд - тем самым позволив вздохнуть с облегчением обитателям тысяч комнат и комнатушек, потерявшим надежду хоть когда-нибудь узаконить свое право на четыре стены. В Хабаровске 152 общежития. Первые счастливчики уже выстроились в очередь в БТИ.

За ходом юридического противостояния следили сотни лю­дей - те, кто провел всю жизнь в "общем доме", кто в период жилищного кризиса девяностых вселялся на общественные квадратные метры "красных уголков", фойе, бытовок приспосабливая их кто как может. Например, хабаровчанин Ремезов оказался жильцом… столовой. Эти квадратные метры приватизировать невозможно. Что ему делать?

Хабаровчане не одиноки в своих вопросах к муниципалитету. Подобное происходит по всей стране. "Жильцы московских общежитий объединились…". "Жильцы воронежских общежитий будут митинговать…" "Самарцы возмущены поведением городских чиновников, препятствующих оформлению жилплощади в частную собственность". "Жильцы общежитий выходят к Смольному" - это все анонсы новостей. Похоже, вся Россия, проживающая в доме коммунального типа, встала на дыбы.

- Я живу в муниципальным общежитии столько, что уже успела обзавестись детьми и вырастить их, - говорит Ирина З. - Поэтому, когда вышел Жилищный кодекс и вводный закон 189-ФЗ, давший право перевести жилое помещение в социальный найм, мы были очень обрадованы. Но когда обратились в мэрию Хабаровска с заявлением на приватизацию, получили стандартный ответ, который чиновники шлют по всем адресам пачками: мол, нормы о договоре социального найма к помещениям в общежитиях не принимаются. Что ж, в мэрии не понимают, что мы никогда не освободим свои комнаты и нам некуда идти?

На этой животрепещущей теме отдельные предприимчивые лица уже сорвали свой куш: так, к жильцам одного из городских общежитий пришел некий юрист и, пообещав отстоять их интересы в суде, сорвал почти миллион рублей (по пять тысяч рублей с каждого). Однако люди получили в суде отказ, деньги им никто не вернул.

- Чиновникам невыгодно информировать жильцов общежитий об их праве на приватизацию, - заявляет возмутитель спокойствия, хабаровчанин Геннадий Петухов, который будучи помощником депутата, лично участвовал в судах, защищая законные права обиженных. За год Петухов, через руки которого прошло 3475 заявлений от жильцов, узнал об общежитиях практически все. И то, что очередь на койко-место в Хабаровске длится до трех лет, но при этом отдельным лицам из южных регионов ее удается игнорировать. И то, что непонятным образом среди жильцов общежитий оказываются родственники самих чиновников. И то, что часто коменданты используют общежитие как доходный дом - с молчаливого позволения власти. Впрочем, у разных общежитий и судьбы разные.

Многие из общежитий были приватизированы или отданы различным коммерческим и иным структурам, в результате государство сбросило с себя всякую ответственность за то, что будет с жильцами. Зачастую их просто ставят перед фактом, что здание продано, в результате из-за того, что истекли сроки для подачи исковых заявлений, люди лишаются возможности оспорить сделку через суд. В общежитиях вводится жесткая пропускная система, повышается цена за проживание, по просьбе нового собственника отключаются газ, вода, тепло, электричество. В адрес жильцов идут угрозы и различные формы давления, есть случаи применения физического насилия… С тем, чтобы  перейти на положение бомжей, которых владельцы зданий в любой момент могут попросить "на выход с вещами" и которым навязывают договора коммерческого найма площади с соответствующими расценками, люди соглашаться не хотят.

К тому же законодательство, не давшее инструмента выполнения пункта закона, дает возможность чиновникам иногда толковать его в свою пользу.

- Вдумайтесь - в мэриях сидят целые штаты юристов, которые работают, по сути, против народа, - говорит Петухов. - Между тем 189-й федеральный закон дал властям палочку-выручалочку, чтобы облегчить участь людей, мыкающихся в казенных углах. Учитывая что сроки приватизации изменились, теперь все, кто получил государственное жилье до 1 марта 2005 года, имеют право его приватизировать. Закон ввел новые правоотношения, на которые обратил внимание юрист Павел Ягодин, представлявший в суде интересы граждан.

- Жильцы общежитий получили возможность сделать свою комнату собственностью только благодаря новому жилищному закону. Но эти новые правоотношения власть предпочла не замечать и спрятала голову в песок, - говорит он. - Вместо помощи и решения острейшего социального вопроса мэрия вооружилась против граждан отказными письмами.

Июньское решение Хабаровского краевого суда - прецедент, которого ждали тысячи человек. Судьи Хабаровского краевого суда Мартынов и Позднякова дали однозначный ответ: комнаты в общежитии можно приватизировать. Это решение обязательно повлечет за собой новую юридическую практику, доселе неведомую в Хабаровске.

Мэрия озадачена. Ее можно понять: как теперь управлять бывшим общежитием, часть которого приватизирована? Кто оплатит судебные расходы по тысячам выигравших исков? Трудно представить, что ждет кабинеты чиновников, когда сюда хлынет толпа желающих узаконить свои квадратные метры. Благо, чиновный мир не однороден, в нем встречаются здравомыслящие администраторы, понимающие, что страусиная политика в данном вопросе лишь подталкивает к социальному взрыву.