В начале июня исполнилось четыре года с того момента, как "День" объявил войну организованным преступным милицейским сообществам, чаще именуемым вытрезвителями. Год назад по представлению республиканской прокуратуры работа этих "медицинских" заведений была приостановлена.

Ликвидация вытрезвителей послужит улучшению имиджа милиции гораздо больше, чем картинка из детской книжки «Полезные машины»С тех пор милиция утратила возможность похищать на улице людей для выполнения планов по административным наказаниям и вымогательству денег. Однако тоска по утраченному универсальному институту произвола и насилия у нее никуда не делась, и быть уверенным в том, что он не возродится, по-прежнему нельзя.

Утраченные иллюзии

Развитие ситуации вокруг вытрезвителей за последний год наглядно продемонстрировало всю беспомощность властей города и республики в решении реальных проблем населения. Поначалу большинство чиновников было уверено в том, что вытрезвители после небольших косметических преобразований вернутся на круги своя и заниматься этим вопросом им не придется. Однако довольно скоро выяснилось, что порядок затрат на приведение вытрезвительной практики хотя бы в минимальное соответствие с требованиями закона аналогичен средствам, необходимым для возвращения к полноценной жизни бугая, которому в драке проломили череп. Как только речь зашла о деньгах, милицейское начальство моментально умыло руки, заодно попытавшись банально кинуть работников вытрезвителей. Недавний доклад Уполномоченного по правам человека в УР Михаила Кокорина дает немало живописных подробностей этого распространенного в МВД явления.
Сейчас, когда люди с запахом алкоголя уже не являются объектом милицейской охоты, следующий пассаж из выступления главного "правозащитника" можно воспринимать и с улыбкой: "Прекращение деятельности медицинских вытрезвителей усугубляло сложную ситуацию с погашением задолженности по заработной плате перед сотрудниками медицинских вытрезвителей, имеющую глубину до трех и более месяцев. Рядовые сотрудники медицинских вытрезвителей выполняли свои обязанности по оказанию услуг лицам, находящимся в алкогольном опьянении, и нуждались в защите своих прав на оплату своего труда...". Деньги им, в конце концов, выплатили, на что из допдоходов бюджета даже пришлось выделить 6 млн 949 тыс. рублей.
Даже относясь без приязни к работникам вытрезвителей, нельзя не поразиться отношению милицейского руководства к своим подчиненным, пусть даже они работали в самом неуважаемом подразделении ведомственной иерархии. Впрочем, сюрпризы для многих бывших его работников еще впереди. Например, архив документов по личному составу Первомайского вытрезвителя считается утраченным. Бумаги, которые по закону должны были храниться не менее 75 лет, просто не были надлежащим образом переданы при его ликвидации, и, скорее всего, уничтожены. У людей уже сейчас возникают проблемы в отношениях с налоговыми органами и при оформлении пенсии.

Сериал про лицензирование

Власти не шевелились практически до осени. Мэрия сделала вид, что озаботилась проблемой лишь в конце августа, но тут подоспело распоряжение республиканского правительства №881-р от 12.06.05 "Об упорядочении деятельности медицинских вытрезвителей на территории УР", и чиновники успокоились. Документом фактически предписывалось возобновить прежнюю практику "вытрезвления" под флагом МВД, и устанавливалось показательное соотношение врачей и милиционеров 1 к 34. С тех пор и начался отсчет сериала под условным названием "Возрождение ижевских вытрезвителей". Поначалу утверждалось, что они откроются в начале 2006 года, потом "если не к 23 февраля, то к 8 марта". В марте, когда администрация города Ижевска продавила через Гордуму позорное решение о финансировании вытрезвителей за счет тощего местного бюджета, говорилось уже о сентябре. Однако июньские ответы из всех инстанций, имеющих отношение к процессу лицензирования, констатируют, что в настоящее время "продолжаются работы по приведению медицинских вытрезвителей, расположенных на территории Удмуртии, в соответствие лицензионным требованиям и условиям". А ведь республиканский минздрав объяснил МВД, что для этого нужно сделать еще в прошлом году! Нетрудно представить себе, насколько полно деятельность прежних трезваков соответствовала закону, если даже за год их не могут привести в надлежащее состояние. А ведь даже если предположить, что это все же удастся сделать, предстоит еще процедура лицензирования в Москве, которая не будет иметь формальный и скоротечный характер.

Что дальше?

Год без вытрезвителей наглядно показал, что их отсутствие практически не повлияло на показатели уличной преступности и смертности. Живописные картины грядущей катастрофы, о которой так любили рассуждать поборники милицейского вытрезвления, так и остались плодом их богатого воображения. Между тем нельзя не признать, что проблема оказания помощи перепившим остается. Вся нагрузка по работе с этим контингентом после ликвидации трезваков легла на дежурные больницы. Причем врачам никто не доплачивает за это. Более того, медицинским учреждениям самим приходится выделять средства охрану врачей приемных покоев. Ни городская, ни республиканская власти не выделили на это ни одного рубля, тогда как на вытрезвление под эгидой МВД предоставлялись миллионы рублей. Более того, "проектная мощность" трех вытрезвителей, которые милиция надеется возродить на территории Ижевска, будет составлять 150-200 человек в день. Однако, по данным Минздрава Удмуртии, за медицинской помощью по поводу токсического действия алкоголя в период существования вытрезвителей обращалось 1100-1200 человек в квартал, а за первые три месяца 2006 года их было 1723. Таким образом, помощь медиков в Ижевске в среднем требуется 60-и людям в день. Милиция собирается "вытрезвлять" гораздо большее число граждан. Масштабы планируемого произвола очевидны.

Не дождутся?

Проиграна ли война, которую "День" объявил вытрезвителям четыре года назад? Еще весной казалось, что да. Однако сейчас в безвытрезвительное будущее можно смотреть увереннее. Даже официальные лица МВД Удмуртии признают, что в планах федералов стоит вопрос о передаче функций медвытрезвителей в ведение Министерства здравоохранения. Число милицейских вытрезвителей сокращается по всей стране. На днях были ликвидированы три подобных заведения у наших соседей из Кировской области. Основной причиной стало отсутствие денег. При этом сообщается, что со следующего года они шли бы из федерального бюджета. То есть подтверждается наличие реальных проектов по реформированию вытрезвительной системы. Ижевск на год-полтора раньше избавился от этого постыдного института унижения и насилия. За это время милиция отнюдь не стала лучше. Но вытрезвительный конвейер пока не калечит людей. Когда готовился этот материал, мне позвонил друг и сообщил, что его с приятелем везут в милицию. Они шли смотреть футбол, были немного выпивши, и у них была с собой бутылка водки. Они не пили ее на улице, не сквернословили, отдавали отчет в своих действиях, но их все равно остановили. "Преступников" доставили в РОВД, где составили протокол. Почти наверняка им присудят штраф. Возможно, он будет обоснован и справедлив. Однако я точно знаю, что после случившегося они поехали домой. Их близким людям не пришлось ночью сначала томиться в безвестности, а затем ехать "выкупать" граждан Российской Федерации у ее правоохранительных органов. В Удмуртии пока так. У соседей далеко не у всех.


Реплика с раздела сайта "Дня", посвященного войне с вытрезвителями

(http://www.dayudm.ru/article.php?id=1153)

Я тоже работаю журналистом и хочу поделиться собственным горьким опытом.
Вечером ко мне зашел приятель с полуторалитровым баллоном пива. Выпили чуть больше половины (примерно по 0,5 на каждого). Зима, темнеет быстро, и моя жена попросила нас проводить ее в магазин за молочным и хлебом. Вышли из подъезда (практически трезвые, но, естественно, с запахом пива). Тут дочка стала капризничать, и жена осталась с ней, а мы отправились в магазин через дорогу. Купили продукты, взяли еще 1,5 л пива (несли в руках - это нас и сгубило). Уже подошли к подъезду, как за нами во двор въезжает «бобик». Оттуда вышел сержант, культурно представился и попросил предъявить документы. У приятеля был с собой паспорт, а я документы не взял, зато указал, что вон стоит моя жена, она и подтвердит мою личность. Подошла жена, спросила в чем дело. Cержант ответил, что пришла ориентировка на разыскиваемых преступников и мы вроде по описаниям похожи. Мол, поймите, начальство требует, и очень культурно предложил нам проехать в Ленинское РУВД Уфы, где, мол, наши личности установят и нас отпустят. Жена было засопротивлялась, но я-то был человек сознательный и решил помочь милиционеру - мол, проедем с ним. Он пообещал моей жене с маленьким ребенком на руках, что нас доставят обратно. Мы передали ей сумку с продуктами, сели в УАЗик и поехали. Нас доставили в Ленинский вытрезвитель. На вопрос сержанту: «Ты что же такое творишь?» Он спокойно ответил: «Мы уже почти весь лимит в 30 литров бензина сожгли, а даже 30 человек еще не собрали».
Мы были просто в шоке! Я понимаю, человек валяется, но так – никогда бы не поверил, если бы кто рассказал... Жена примчалась через 10 минут на такси. Нас уже успели закрыть в камеру. Я слышал ее голос, она требовала принять за нас деньги (по 500 руб.), и она нас забирает на такси, чтобы отвести к независимому эксперту. Ее просто выставили за дверь...
Я написал статью в АИФ Башкортостана... В редакцию позвонил майор ГУВД и сказал, что все факты подтвердились и виновные в беспределе строго наказаны. Я попросил дать письменный ответ... Его содержание было абсолютно противоположным – стояли на перекрестке, сквернословили и своим видом оскорбляли человеческое достоинство, потому нас и забрали. А жене нас сразу не выдали, потому как она и забирать нас не собиралась, а ворвалась в «трезвяк» и стала угрожать работникам милиции. Они были вынуждены ее вывести на улицу и закрыть за ней дверь.
(публикуется в сокращении)