27 июня в 18:00 жители Сарапула вышли на митинг в защиту одного из памятников города – «Паровоза» довоенных времен, который обслуживал сарапульский участок железной дороги. «Собралось  около  30  человек и три телекомпании. На паравозе повесили большой  плакат  «Подарок  от Наумова и Ко Ижевской железной дороге» и большой подарочный бантик на трубу. Это прикольно, так как на борту паровоза написано большими буквами: «Подарок Ленину. Дарственный хлеб от крестьян Сарапульского уезда». Кроме того, были самописные, на скору  руку  написанные  плакаты: «Паровоз не отдадим», «Наш паровоз», «No  pasaran!»,  «Дорогу  сарапульским  умельцам!». Митинг продолжался полтора  часа,  привлекая  внимание  большого  числа прохожих, которые громко  высказывали  свое  негодование в отношении намерений чиновников забрать паровоз из Сарапула», - рассказал участник митинга.

Паровоз уже более тридцати лет стоит на привокзальной площади и стал одним из символов Сарапула той эпохи. В настоящее время подобная модель паровоза есть только в Санкт-Петербурге. «На сегодняшний день данный объект стал интересен музею Ижевского отделения ГЖД. Под видом того, что паровозу нужен ремонт, сарапульский памятник хотят забрать в Ижевск и поставить в железнодорожный музей. Сарапульцы против, однако глава города уже подписал все документы и со дня на день город на Каме лишится одной из своих достопримечательностей», - сообщил накануне митинга источник на сайте ИА «День». В этот же день на электронный адрес редакции пришло письмо жителя Сарапула Дмитрия. Автор высказывает свое мнение по поводу ситуации. Цитируем текст письма: «Сарапул,  как  он  есть, получил свое развитие в результате двух этапов экономического  развития страны. И если первый этап на рубеже XIX и XX веков    целиком  заслуга купцов и промышленников, то второй во время Великой Отечественной войны – в силу объективных причин географического, транспортного и энергообеспеченного положения Сарапула. Эвакуация  промышленных предприятий, библиотек, музеев, театров и образовательных  учреждений  привела  к  ситуации,  когда население Сарапула за несколько месяцев (!) утроилось (!!!). Но,  как  ни  странно, в том, что на территории Сарапула появились электрогенераторный (Москва), машиностроительный (Баку), радиозавод (Москва), обувная фабрика (Харьков) и др., заслуга купечества начала XX века. Из длинного списка соседних бывших уездных городов – Оса, Малмыш, Елабуга и др., только Сарапул получил такое промышленно-экономическое развитие. Нельзя просто прийти в поле и построить завод. С задачами по строительству завода необходимо решить проблемы поставки сырья, доставки  потребителям готовой продукции, наличия  рабочей  силы, воды, канализации, электроэнергии, отопления и т.д. Промышленники Сарапула начала XX века, лоббировавшие решение о строительстве железной  дороги  и  моста через Каму именно в Сарапуле, заложили  фундамент экономического развития города на века вперед… Не стоит забывать,  что  строительство железной дороги дополнительно к судоходной магистрали – всего лишь дополнительный плюс к выгодному географическому положению, и город некоторыми объектами созданной тогда инфраструктуры пользовался 50 лет (электростанция), 70 лет (водопровод и канализация), 80 лет (телефонная станция и роддом), а многие объекты служат  верой и правдой до сих пор: педагогическое (реальное) училище, 1-я и 3-я городские больницы, железная дорога и т.д. и т.п. Паровоз серии ОВ  на  привокзальной  площади    это не только и не столько памятник крестьянам Сарапульского  уезда,  отправившим  хлеб  в  подарок  В.И. Ульянову (Ленину) для голодающих жителей Москвы и Петрограда. Поезда этой серии работали на железной дороге Москва - Екатеринбург с момента ее открытия. Паровоз – символ  прозорливости прежних поколений сарапульчан, их заботы о  будущем  города и процветании его жителей. «Временно», на период «реставрации», на привокзальную площадь Ижевский железнодорожный  вокзал  предлагает установить паровоз серии ИС (Иосиф Сталин) послевоенной постройки. На  мой  взгляд,  имя  серии этого паровоза в большей степени отражает Ижевск, чем Сарапул. Именно благодаря ленинско-сталинской национальной политике  Ижевск  стал  столицей сначала Вотской автономной области, а затем  и  Удмуртской  АССР.  Именно  благодаря  И.В. Сталину Ижевск из железнодорожного  тупика,  соединившись  с Балезино, стал «полноценной» железнодорожной станцией».

В пресс-службе Ижевского отделения ГЖД – филиала ОАО «РЖД» так прокомментировали ситуацию вокруг паровоза. Техническое обследование паровоза серии Ов №3705, установленного на привокзальной площади Сарапула, показало, что требуется серьезная и немедленная реставрация памятника. Необходимо заменить сгнившую обивку котла и будку машиниста. Асбестовый утеплитель котла осыпался, в будке удалены заградительные решетки. Часть котельного оборудования, содержащего цветной металл, похищена. Отсутствует соединение между паровозом и тендером. Качество окраски паровоза оставляет желать лучшего, отбортовка тендерного бака сгнила и требует замены.

В настоящее время руководство Ижевского отделения Горьковской железной дороги поставило в известность администрацию города Сарапула и Министерство культуры Удмуртской Республики о необходимости реставрации паровоза, установленного на привокзальной площади Сарапула.

Поскольку реставрация займет очень продолжительное время, рассматривается вариант временной или постоянной замены паровоза серии Ов №3705 на паровоз серии Эр, который обслуживал в свое время участок южного хода, прилегающий к станции Сарапул в 40-50-х годах прошлого века до появления тепловозной и электрической тяги. С исторической точки зрения эта замена тем более оправдана, поскольку установленный сейчас паровоз серии Ов никогда не работал на территории Удмуртской Республики. Естественно, что замена будет произведена только после всех необходимых консультаций с администрацией города Сарапула и Министерством культуры Удмуртской Республики.

 

«Д» будет следить за развитием ситуации.