Cовет директоров люксембургской сталелитейной компании Arcelor одобрил предложение о слиянии с концерном Mittal Steel, 87% которого принадлежит семье индийского миллиардера Лакшми Миттала. Последним аргументом в пользу сделки с Mittal стало согласие Лакшми Миттала сохранить действующий менеджмент компании. Arcelor выплатит российской компании Северсталь неустойку в размере 130 миллионов евро.

Новая компания будет называться Arcelor Mittal. Сопредседателями совета директоров образованной компании станут председатель совета директоров Arcelor Жозеф Кинш и глава Mittal Лакшми Миттал.

Как сообщил индийскому телеканалу NDTV Profit источник, близкий к руководству Mittal, последняя согласилась поднять цену за одну акцию Arcelor с 40 до 43 евро. При этом Mittal в объединенном предприятии, которое будет называться Arcelor Mittal, будет владеть уже не контрольным пакетом акций, а всего 45% уставного капитала, а Лакшми Миттал займет пост сопредседателя совета директоров, а не руководителя объединенной компании. Сам совет в основном будет состоять из менеджмента Arcelor.

Битва гигантов

«Arcelor сообщил, что прибыль в течение года после завершения сделки по слиянию с Северсталью удвоится, синергическая выгода от слияния составит 590 млн. евро » Эксперты считают это наиболее важной уступкой Mittal Steel, так как на своих постах останутся все члены управляющего совета Arcelor, включая его президента и главного исполнительного директора Ги Долле. Представители Mittal отказались от комментариев. По информации другого индийского телеканала CNBC TV-18, Arcelor намерена выплатить Северстали неустойку в размере 130 млн. евро.

Однако представитель пресс-службы Arcelor Люк Шеер опроверг информацию, что совет директоров уже сделал выбор в пользу предложений по слиянию с компанией Mittal Steel. «Предложения Северстали и Mittal Steel лежат на столе у совета директоров, встреча продолжается, никакая информация не просочится из зала заседания до публикации окончательного заявления», – заявил Шеер.

В четверг Arcelor опубликовала проект совместной деятельности с Северсталью на период до 2012 года, в котором Arcelor сообщила, что прибыль в течение года после завершения сделки по слиянию с Северсталью удвоится, синергическая выгода от слияния составит 590 млн. евро, а потребности в инвестициях на тонну производимого металла снизятся в 2007-2010 годах на 50%.

Собрание акционеров Arcelor, на котором должно было состояться голосование по вопросу слияния с Северсталью, было запланировано на 30 июня. Однако под давлением финансовых властей Европы руководство Arcelor вынуждено было перенести итоговое рассмотрение сделки на воскресенье. Последним актом устрашения со стороны контролирующих органов ЕС стало прекращение торговли акциями компании в среду на всех четырех биржах Европы. Власти попросили менеджмент компании официально разъяснить ход переговоров о слиянии с Северсталью.

«Это исключительная ситуация, которая означает фактически вотум недоверия менеджменту, – сказал менеджер лондонского хедж-фонда. – Видимо, у правительства сложилось впечатление, что менеджмент не действует каким-либо логичным или прозрачным способом».

Пятимесячный спор Mittal и Arcelor стал самой политизированной корпоративной битвой в Европе. Правительства Испании, Франции и Люксембурга имели серьезные опасения, что после поглощения Arcelor Лакшми Миттал значительно сократит рабочие места и сменит менеджмент компании. Наконец, руководство Arcelor сочло предложение Лакшми Миттала в размере 26,44 млрд. долларов, или 21 млрд. евро, за компанию (33 евро за акцию) абсолютно не рыночным.

В ответ на отказ от продажи предприятия со стороны топ-менеджмента Arcelor Лакшми Миттал объявил о начале враждебного поглощения компании и начал скупку акций миноритариев компании. Основная проблема, с которой в этом случае сталкивался менеджмент Arcelor, – невозможность как-либо активно противостоять этому процессу, так как большинство акций компании распределено между множеством миноритариев. Это более пятидесяти инвестиционных фондов и банков. Из них самая крупная доля акций принадлежит фонду Carlo Tassara International и составляет 7,4%.

Чтобы избежать враждебного поглощения, Arcelor 26 мая 2006 года заключила соглашение по слиянию с Северсталью. Изначально планировалось, что владельцу Северстали Алексею Мордашову будет принадлежать 32% объединенной компании. В обмен на 32% акций Arcelor Мордашов отдавал 89,6% акций Северстали, а также акции других металлургических активов, выплачивал денежную премию в размере 1,25 млрд. евро.

Поддержка крупнейших акционеров

Предполагалось, что в дальнейшем Мордашов выкупит часть акций у миноритариев, и его доля возрастет до 38%. Кроме того, он получит право на наложение моратория или блокирование решений менеджмента объединенной компании. Буквально на следующий день после объявления о слиянии Северстали и Arcelor ряд акционеров Arcelor объявили о намерении оспорить процедуру сделки по слиянию компании с Северсталью. Суд по этому делу должен состояться как раз на следующей неделе.

Одним из основных аргументов противников слияния Arcelor с Северсталью были опасения, что в результате этой сделки вторая в мире сталелитейная компания попадет под контроль российской власти, так как «у Алексея Мордашова хорошие отношения с президентом России Владимиром Путиным».

При этом главным зачинщиком сопротивления слиянию Arcelor с российской компанией выступил американский инвестиционный банк Goldman Sachs, известный своими тесными отношениями с администрацией президента США. К тому же Goldman Sachs консультирует Mittal Steel в сделке по слиянию с Arcelor. По словам представителей этого банка, в результате слияния Mittal и Arcelor к 2012 году прибыль обеих компаний будет в два раза больше по сравнению с тем, если бы объединения не произошло.

В ответ представители Arcelor раскритиковали схему управления Mittal, ее корпоративную культуру и качество производимой стали, заявив, что главным принципом Mittal, в отличие от Arcelor и Северстали, было наращивание объемов производства, вне зависимости от качества продукции.

Незадолго до заявления Севестали и Arcelor Mittal повысил свое предложение до 36 евро за акцию, но Arcelor отверг и эту цену. Тогда представители Mittal увеличили свое предложение до 23,5 млрд. евро, или 30,25 млрд. долларов (40 евро за акцию). Алексей Мордашов не стал отставать от конкурентов и в ответ на обвинения в попытке контролировать европейский рынок снизил долю своего участия в объединенной корпорации с 32% до 25%, отказался от права блокировать решение менеджмента и повышать свою долю в объединенной компании в дальнейшем больше чем до 33,3%. И решил не выплачивать наличные. За счет этого акционеры Arcelor получали на 2 млрд. долларов больше, чем до этого. Первоначально предполагалась выплата 16,6 млрд. долларов.

Кроме того, он провел ряд переговоров с крупнейшими акционерами Arcelor и даже пригласил их в Череповец, куда они прибыли в четверг для ознакомления с типом управления в российской компании и качеством производства.

Тогда Mittal снова поднял свое предложение, уже до 45 евро за акцию, что было на 1 евро больше предложения Мордашова. Мордашов в ответ в субботу взял многомиллиардный кредит от инвестиционного банка ABN AMRO. Для увеличения своего предложения.

Между тем уже в пятницу французская экономическая газета La Tribune сообщила, что Mittal согласилась на требования Arcelor сохранить менеджмент компании. Совет директоров по-прежнему будет возглавлять люксембуржец Жозеф Кинш. Кроме того, по сведениям газеты, достигнута договоренность о том, что администраторы компании будут назначаться Arcelor или будут независимыми. Нынешний состав топ-менеджеров сохранится, но в него войдут также и представители Mittal Steel, в частности финансовый директор группы Адитийя Миттал, сын Лакшми Миттала.

В стратегическом плане, пишет газета, руководство Mittal Steel согласилось, что индустриальная стратегия должна основываться скорее на ценах, нежели на объемах производства. Видимо, это и угроза судебного разбирательства все-таки перевесили предложение Мордашова, и Arcelor согласился на слияние с Mittal даже по цене на 1 евро за акцию ниже, чем предложила Северсталь еще до получения субботнего кредита.

Вечером министр экономики и внешней торговли Люксембурга Жанно Креке официально заявил, что совет директоров Arcelor одобрил слияние с индийским концерном Mittal Steel. По словам министра, он очень удовлетворен данным решением. Нужно отметить, что власти Люксембурга изначально были против слияния с Северсталью. Правительству Люксембурга принадлежит 5,6% акций Arcelor.

 Источник http://www.vz.ru

Постоянный адрес новости http://www.vz.ru/economy/2006/6/25/38927.html