С момента вступления в силу нового Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» прошло уже достаточно времени. Обсудить приживаемость на удмуртской почве нового российского законодательства, а также скандальные закупки автомобилей «Тойота» для нужд правительства и города согласился руководитель Удмуртской Федеральной антимонопольной службы Михаил МАРЕННИКОВ.

Руководитель Удмуртской Федеральной антимонопольной службы Михаил МАРЕННИКОВ- Михаил Михайлович, одно из самых громких разбирательств Удмуртского отделения УФАС за последнее время связано с закупкой автомобилей для правительства Удмуртской Республики. На какой стадии разбирательство находится сейчас?

- Вчера было признано, что правительство УР нарушило законодательство при проведении закупок автомобилей. И мы настаиваем на признании сделок недействительными.

- Что произойдет с машинами, которые уже куплены?

- Это решит суд. Мы обращаемся в Арбитражный суд УР, где и будут определять, был ли факт нарушения, была ли закупка произведена без конкурса и были ли предоставлены преимущества «CП Бизнескару» в работе на рынке при поставке этих автомобилей. Все это с учетом заключения Министерства экономического развития и торговли, российского бюджетного законодательства. Если нет нарушения, это не наша компетенция. Но комиссия УФАС, рассмотрев дело с учетом всех этих материалов, пришла к выводу, что факт нарушения был по статье 7 пункта 1 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Правительство республики за собой факта нарушения не признает. В связи с чем было принято решение обратиться в суд с иском о признании заключенных сделок недействительными. Дальше суд будет решать. Недействительная сделка означает, что каждая из сторон должна вернуть то, что она получила. Соответственно «Бизнескар» должен получить назад «Тойоты», а бюджет - деньги. (Прим. - в общей сложности правительство УР приобрело за счет республиканского бюджета 13 автомобилей, в т.ч.10 автомобилей марки «Тойота Камри» и три автомобиля марки «Лексус» на общую сумму 555 тыс. 458 у.е.).

- А что касается скандального тендера на закупку автомобилей для муниципальных нужд города?

- В конкурсной документации на закупку автомобилей были выявлены определенные нарушения. Мы внесли официальное предложение об устранении этих замечаний и получили ответ от Администрации г. Ижевска, что все замечания по конкурсу были устранены. Проверяя информацию, размещенную на сайте Администрации г. Ижевска, мы пришли к выводу, что изменения не вносились. Соответственно мы обратились в суд о признании всех договоров и сделок по этому конкурсу также недействительными и нарушающими федеральный закон. На сегодняшний день нами получено предварительное определение суда, которым определена дата заседания (14 июля).

- В чем именно заключаются нарушения, допущенные властями города?

- Существует российский классификатор автотранспорта: автомобиль повышенной проходимости, представительский класс. На наш взгляд, можно заложить любые характеристики. Четыре подушки безопасности, пожалуйста. Отечественные автомобили с подобными характеристиками также выпускаются. Но вы не имеете права указывать марку автомобиля. Почему Тойота? Почему, например, не Фольксваген? Чем он хуже? Эти марки конкурируют на мировом рынке между собой, и соответственно указание конкретной марки «Тойота», на наш взгляд, является нарушением закона. Должны указываться характеристики транспортного средства, а не марка автомобиля. В данном случае администрация города решила купить Лэнд-крузер. Чем они обосновывают свое решение? Мы оценку этому не даем, но, видимо, дороги в нашем городе такие, что без автомобиля повышенной проходимости трудно проехать от здания городской администрации до Дома правительства. Почему, скажем, нельзя этого сделать на «Волге» и глава города должен обязательно ездить на внедорожнике?

- А кто должен предоставить обоснование?

- Обосновывать потребности должен заказчик, в данном случае администрация города. А спрашивать обоснование с администрации должны уже депутаты Гордумы. Мы смотрим за другим. Нужен внедорожник? Пожалуйста! Но в данном случае УФАС увидело явное нарушение, в том числе и со стороны конкурсной комиссии.

- Кроме того, что указывалась конкретная марка автомобиля, были ли еще какие-то нарушения? Насколько известно, указание на марку автомобиля с сайта все же убрали.

- Нет, на сайт никаких изменений внесено не было. Марка автомобиля осталась. Появилось маленькое окошко, в котором было указано, что в конкурсную документацию внесены изменения. На сайте же по-прежнему была указана конкретная марка автомобиля. Заходя в это окошко «внесены изменения», видим технические характеристики автомобиля, вплоть до его длины. Мы проверили, и оказалось, что фактически были взяты все размеры с технического паспорта автомобиля «Тойота». Ошибиться невозможно. Чем обосновывает Администрация г. Ижевска выбор автомобилей строго оговоренной длины с колебаниями плюс-минус 5 миллиметров, мне неизвестно. УФАС как орган, контролирующий государственные закупки, не дает оценку целесообразности приобретения того или иного товара. Это не входит в наши функции. Там есть депутаты, есть глава города, есть глава администрации. Контролировать должны они. Но факты таковы, что на сегодняшний день администрация города отдает предпочтение машинам повышенной проходимости. Вот хочется им «Тойоту». Почему «Тойоту», не знаю. А мы вышли с иском о признании результатов конкурса недействительными.

- С 1-го января 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Какие изменения повлекло за собой новое законодательство?

- Сам закон ничего нового не внес, он лишь жестко прописал процедуру проведения конкурсов и торгов. Алгоритм проведения торгов ясен и понятен. Львиная доля вопросов возникает из-за того, что находятся предлоги, чтобы торги не проводить. Вчера возник подобный вопрос – срочно надо готовиться к зиме и необходимо потратить на эти цели 100 млн рублей. Получается, что у нас подготовка к зиме - это такие неожиданные нужды, что о них не было известно в январе месяце. В действительности это не срочная, это плановая закупка, которую планировали или должны были планировать. Правительство или другие должностные лица не провели торги вовремя и довели плановую ситуацию до того, что она стала экстренной. В этом случае надо давать оценку работе органов местной власти. Виновные должны нести ответственность. Сейчас же возникает вопрос о проведении закупок без проведения конкурса. Принимать решение о закупках без конкурса должны соответствующие органы на республиканском уровне, уполномоченные контролировать государственные закупки в республике. Это еще одна проблема на уровне субъекта РФ. Дело в том, что на сегодняшний день такой орган в Удмуртской Республике отсутствует. В результате все вопросы задают нам. Торги не состоялись, и требуется согласие уполномоченного органа на закупку у единственного источника. Мы отказываем, поскольку у нас есть полномочия только по федеральным заказчикам, финансируемым из федерального бюджета. В республике должен быть свой государственный орган, контролирующий соблюдение всех процедур и всех прав во время проведения торгов и закупок у единственного поставщика. Это предписано законом, но пока республиканские власти такой орган не создают. Очевидно, не считают нужным. Это как раз демонстрирует подход к реализации данного закона со стороны правительства Удмуртии. Факт остается фактом. И так это и надо расценивать, ничего не политизируя. К чему приводит такое отношение. Во-первых, нарушения, которые есть, и жалобы, которые в любом случае будут, мы будем рассматривать однозначно. С точки зрения закупки у единственного источника, мы не даем согласие не закупку. У нас нет таких полномочий. На сегодняшний день в Удмуртской Республике не могут, не имеют права осуществить закупку товара или услуги у единственного поставщика. Законом в данном случае предусмотрена только возможность повторно объявлять торги и повторно проводить конкурс. И так до бесконечности, пока торги не состоятся. И если не было торгов, а закупка была, то лицо, проводившее закупки, на наш взгляд, превышает свои должностные полномочия. Что, как правило, влечет дополнительный расход бюджета. Вот за это придется нести ответственность рано или поздно.

- И кто несет ответственность за подобные нарушения?

- Сложная процедура. Конкурсная комиссия не является субъектом, подлежащим административной ответственности. Надо найти конкретное должностное лицо, виновное в тех или иных действиях. При необходимости надо проводить административное расследование, чтобы установить, кто виноват. Новый закон как раз и направлен на то, чтобы оперативно реагировали все, и государственные органы и участники конкурсов. Со стороны заказчиков и организаторов торгов нужно более четко квалифицировать предметы конкурсов, то есть грамотно формулировать заказ. Сам закон направлен на создание здоровой конкурентной среды в сфере государственных закупок. Положительный эффект от грамотного проведения торгов в других странах есть. Думаю, что и у нас должен быть.