В четверг, 1 июня,  в Доме Правительства Удмуртии прошел круглый стол по проблемам Нижнекамского водохранилища. «Народ готов встать под ружье правительства…», - несколько неуверенно сказал глава одного из затопляемых районов, но представитель правительства в лице вице-премьера Виктора Савельева попросил страсти не нагнетать, и с плакатами к ним под окна не выходить.

 

История вопроса

Вспомнил о том, как все начиналось, и рассказал присутствующим генеральный директор ОАО «Удмуртгипроводхоз» Владимир Своекошин. «Нижникамская ГЭС появилась, как элемент плана ГОЭРЛО. Изыскания по этому объекту начаты в 1934 году», - начал Владимир Иванович. Реализация проекта началась в 1963 году. По данным Минэнерго на 1973 год  - установленные мощности 1 млрд. 248 тыс. киловатт, число агрегатов – 16 , выработка электроэнергии в год – более 2 млрд.  киловатт, стоимость строительства (в тех ценах) – 850 млн. рублей. Постановлением правительства от  1967 года было проведено переселение населения из затапливаемых районов (незаконченным оказалось переселение в Симонихе и Каме), к строительству специальных береговых сооружений. Забежим немного вперед, сведенный лес за эти годы восстановился.  «Это длилось до 1979 года. В этом году водохранилище было заполнено до отметки 62 метра. С этого момента начинает действовать Нижнекамская ГЭС. В 1986 году стало очевидно, что водохранилище не обеспечивает мощность, и на его месте были открыты новые месторождения нефти», - рассказал Своекошин. В связи с этим Башкирский обком  КПСС совместно с Минтехпромом обратился в Минэнерго с просьбой оставить заполнение на отметке 62 метра. К 1987 году проект был закончен. Стоимость объекта поднялась до 1 млрд. 200 млн. рублей. В 1988 году Госплан СССР не согласился с предложением башкирских властей и высказался за повторное рассмотрение вопроса о подъеме уровня до отметки 68. «Так длилось до 90-го года. В этом году Верховные советы Татарстана и Башкортостана  принимают решение о сохранении отметки 62», - сообщил Владимир Иванович.  В 1992 году подобное постановление принимало и правительство Удмуртии. В 1997 году стороны стали отмечать, что Нижнекамская ГЭС работает на 1/3 своих возможностей, а береговые укрепления разрушаются.

«В 2001 году мы увидели первое обоснование инвестиций по достройке Нижнекамской ГЭС и водохранилища на отметках 62, 66 и 68», -  сообщил г-н Своекошин. Уровень компенсационных затрат указанный в обосновании 4,6 млрд. рублей. «Наши подсчеты говорили о 15,3 млрд. рублей компенсации Удмуртской Республике», - отметил Владимир Иванович. В 2005 году появилась новая редакция обоснования инвестиций, в которой попытались учесть все требования и замечания сторон. «Заложенная компенсация Удмуртии была уже 10 млрд. рублей, а наши аппетиты и понимание ситуации дошли до 19 млрд. рублей. Стоимость всего проекта составляет от 32 до 64 млрд. рублей», - рассказал Своекошен.

 

В воду канут

О потерях Удмуртии рассказала начальник отдела государственного земельного контроля Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по УР Людмила Изотова. Затоплено и подтоплено будет 68 тыс. 850 гектаров. «В обосновании не заложена компенсация убытков и потерь сельскохозяйственных земель. Также при переселении мы обязаны произвести изъятие у собственника земельного участка. В настоящее время это длительная и дорогостоящая процедура», - рассказала Людмила Ивановна.

В первую очередь пострадают Макарово, Поваренки, Докша, Дулесово, Сарапул и др. Под водой окажутся части национального парка Нечкинский. Общие потери лесного хозяйства  без учета  стоимости древесины на корню составят 11 млрд. 159 млн. рублей. Об этом рассказал руководитель Лесного агентства УР Николай Буераков.  Экологический вред затопленный, не сведенный лес будет наносить еще несколько лет.

Ущерб живой природе оценен в 32 млн. минимальных заработных плат (в ценах 1993 года). «Флора зоны затопления представлена более, чем 860 видами растений. Из них 160 редких, и 115 занесены в Красную книгу. Фауна зоны затопления отличается высоким разнообразием и многие из них являются «краснокнижными». Часть из них в результате затопления может полностью исчезнуть с территории Удмуртии», - рассказал заведующий кафедрой биолого-химического факультета УдГУ Александр Меньшев. Но если все-таки отметку поднимут, то в водохранилище можно запустить тюльку, она будет съедать планктон. Эту маленькую рыбку будут пожирать хищники: судак, жерих, перша и другие. Правда, как показывает практика, в таких водах рыба бывает поголовно заражена паразитами, например, солитером.

Млекопитающих биологи предлагают отлавливать и переселять, это в частности касается популяции рыжеватого суслика. Других - истребить, правда, называется это более гуманно: «произвести полное опромышливание охотничьих видов». Для птиц предлагается продолжать строить искусственные гнездовья. Сделать это будет не сложно. Вот уже два года по международной программе для удмуртских птиц гнезда вьют голландцы.

 

Спасатели не спасут  

Выступление начальника Главного управления МЧС России по УР Тамази Габричидзе было как всегда эмоциональным и интересным. «В представленных материалах не учтено наличие источников чрезвычайных ситуаций и уровень риска. Попадание под затопление поселковых и прочих свалок. В Алнашском районе, на наш взгляд, попадет 5 сибиреязвенных захоронений, в Камбарском - 2, в Каракулинском – 1, Сарапульском – 5», - рассказал Тамази Георгиевич. Напомнил главный спасатель и о загрязненных нефтепродуктами землях, которые тоже будут затоплены.

Нашему родниковому краю угрожает не только Татарстан. Поднятие уровня воды выгодно еще и Башкортостану. В башкирском  городе Агидель строится мощная АЭС. «А вы знаете, что в Агидели у нас атомная электростанция строится, а чтобы она вышла на рабочий режим, нужна отметка – 68 метров. Эта информация неофициальная. Идет подъем промышленного производства РФ.  Электроэнергии  где-то к 2008, 2009, 2012 году будет не хватать. Мы вынуждены будем все равно эту отметочку поднять», - поделился сенсационными планами генерал Габричидзе.

 

Масштаб катастрофы и срывание масок

Нагнетать обстановку продолжил министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Кулагин. «Успокаиваться нельзя и прогнозировать на будущее нельзя, потому что есть сторона, которая это интенсивно пробивает, ходит, доказывает. Мы говорим – Татарстан, Татарстан, Татарстан. Не Татарстан. Это «Татэнерго», это их частная собственность и они хотят получать максимальную прибыль», - обличил врага Кулагин. На предотвращение всех последствий потребуется как минимум 20 млрд. рублей только одной стороне - Удмуртии. Это больше годового бюджета республики. И предложил направить эти средства на экономию теплоэнергии, на пластиковые окна.

«У проекта 27 лет окупаемость! Это еще надо такого инвестора поискать… По нашим расчетам окупаемость 60-100 лет. Мы не видим экономической целесообразности всего этого», - заявил министр Кулагин. Рассказал Александр Владимирович и о механизме компенсации переселяемым жителям. Человека отселят и потом ему в течение 10 лет будут равными долями выплачивать компенсацию. Наконец, Александр Кулагин назвал последний, очень понятный многим представителям республиканского истеблишмента аргумент: «Мы потеряем такой рекреационный объект как Кама»...

 

Конфетки правительству

Вода в водохранилище в связи с паводком всегда поднимается. Об этом напомнил председательствовавший на совещании Виктор Савельев, заместитель председателя Правительства УР. «Татэнерго» должно делиться с республикой, для того чтобы мы провели комплекс научных исследований. Сначала это нам как пилюлю, как конфетку, преподнесли, что мы заработаем столько денег, что сможем провести все исследования. В первый год мы получили 75 млн. рублей, но с каждым годом эта цифра все уменьшалась и уменьшалась… В этом году – 45 млн. рублей. Это не те деньги, на которые можно клюнуть», - отметил Виктор Савельев. Под сомнение было поставлено и то, что «Татэнерго» в последствии будет продавать республике дешевую энергию. «Мы должны сказать населению, что будем стаять твердо на своей позиции. Мы можем с нее сдвинуться, но не хотелось бы даже говорить об этом, только при условии, что днем деньги, вечером стулья. Только тогда мы сможем объяснить людям, что они станут жить не хуже, а лучше, чем жили», - завершил круглый стол Савельев.