Фрагменты рукописи книги И. Кобзева «Деревенский Петербург (Ижевск – град Петров: о сходстве несходного)». Начало в № 37 от 09.09.04 г.

Фальшивая могила Дерябина в центре Ижевска – самая древняя могила столицы Удмуртии.Ровно год тому назад, 19 мая 2005 года, «День» сообщил о том, что в центре Ижевска намечается торжественно открыть, по-видимому, фальшивую могилу Дерябина, и обещал провести расследование на тему, кто же на самом деле будет покоиться в пышной гробнице под видом праха основателя императорского оружейного завода. Для этого специально были изучены архивные документы 19 века, хранящиеся в ЦГА Ярославской области. Сегодня мы возвращаемся к прежней теме – отъезду Дерябина из казенного Ижевска, его смерти в имении друга и «возвращении» генеральского праха в Ижевск.

Первым зданием нового «города Ижа» был «генеральский дом» Дерябина, в нем зодчий Дудин использовал мотивы дворцов Италии, Петербурга и Павловска. Дерябинский дом с обширными хозяйственными постройками, ажурной решеткой, тенистой аллеей, ведущей к пруду, и бельведером, с которого открывался великолепный вид на плотину и водную часть искусственного озера, стоял на самом высоком городском холме среди соснового бора.
Дерябинская усадьба «города Ижа» близка не только итальянским виллам Палладио, но и петербургским и загородным русским усадьбам, например, Таврическому и Павловскому дворцам князя Потемкина и императора Павла. Перед «генеральским домом» простирался парадный двор, въезд был оформлен монументальными воротами. Парадный двор отделялся от набережной пруда фигурной оградой и широкой аллеей.
Увы, не сохранилась дерябинская усадьба. Для фабричных топок вырубили сосновый бор и парковую аллею на горе. В дерябинском доме, внесшем в «Завод» новую тональность античной естественности и классической простоты, открыли склад. Потом дом сломали.
Три последних года своей недолгой жизни Дерябин провел в окружении книг в гомельском имении своего друга – графа Н. П. Румянцева. Невостребованный «отечеством и всем человечеством» и не вытерпевший «невзгод судьбы» Дерябин умирает в имении друга на пятидесятом году жизни.
Тысячу верст везла тело мужа из далекой Могилевской губернии вдова генерала – княжна Натали. Везла, чтобы предать тело возлюбленного Андрея земле в Толгском женском монастыре, близ своего родового дворянского гнезда на Волге под Ярославлем.
Спустя 185 лет после этого «Ижмаш» решил перезахоронить прах Дерябина в Ижевске. Обосновать перезахоронение вызвался искусствовед Е.Ф. Шумилов, защитивший докторскую диссертацию по истории. Но как обосновать перезахоронение? Православная Церковь не приветствует таких действий и идет на это только в исключительных случаях – по завещанию покойного, по просьбе родственников, в результате захоронения человека при политических гонениях на чужбине, в эмиграции, в неосвященной земле (перезахоронение последнего русского царя и его семьи, а также Шаляпина, Деникина, Муравьева-Амурского).
Однако сам Дерябин в своем подробном завещании ни разу не упомянул казенный Ижевск и просил положить его в гроб «без мундира, в белом шлафорте», то есть в неофициальной одежде, а не как подведомственного и казенного чина, в качестве которого его задумали похоронить в Ижевске. Шлафорт – это шелковый халат с шалевидным воротником и обшлагами другого цвета. Шлафорт дворяне носили дома, в усадьбе, сняв казенную униформу и прилагающиеся к ней награды. В России вся внешняя жизнь, в том числе и одежда, подчинялась Табелю о рангах и детальным циркулярам о том, как и что носить. Вне строгого государственного регламента дворянин становился, лишь сняв мундир и надев халат. В халате дворянин не чувствовал себя узаконенной функцией, подчиненной условно-бюрократическому существованию.
Судя по завещанию Дерябина, Андрей Федорович видел свою ценность не в условном генеральском чине, а в любви. На смертном одре он обращался прежде всего к своей «любезнейшей супруге, с искреннейшей благодарностью», давал ей наставления о предстоящем проезде «в Ярославль к родным». В документе «Памятники, находящиеся в Толгском монастыре» (дата не указана) из Государственного архива Ярославской области (ф.245, оп.1, д.429, л.9) о месте захоронения Дерябина сообщается, что по прибытии в Ярославль, гроб с покойным «по просьбе супруги его, перевезен в Толгский монастырь и погребен подле родителей и ближайших родственников супруги его, против входа в наместнические кельи». Причем после кончины вдовы Дерябина, княжну похоронили рядом: «Между памятниками Урусовым находится памятник и Дерябиной».
Однако в 1924-1987 годах в монастыре находилась тюрьма НКВД (МВД) и надгробные памятники там были уничтожены. В таких условиях могилу Дерябина найти очень трудно.
В архивном документе памятник Н.Н. Дерябиной (Урусовой) обозначен под № 49, а памятник А.Ф. Дерябина - под №50. Под №51 обозначен памятник, под которым покоятся четверо младенцев женского и мужского пола из рода князей Урусовых. А всего вокруг могил А.Ф. Дерябина и его супруги насчитывается (под №№24-58) 17 могил князей Урусовых.
Кроме Урусовых на этом же участке монастырского кладбища, расположенном между наместническими кельями и алтарем Крестовоздвиженской церкви (отделения 3 и 4), захоронены четыре священника, два неизвестных человека (памятники без надписи), а также действительная статская советница А.Е. Ахлестышева, коллежский ассесор М.А. Гулевич и «отроковица Елена» - дочь генерал-майора Курлова (памятники под №№ 17-23).
Все перечисленные могилы помечены первой половиной девятнадцатого века. Однако сам монастырь основан в 1314 году. Значит, могил здесь может быть гораздо больше: захоронения на старых кладбищах, тем более стесненных монастырскими стенами, многослойны, тесны и анонимны. Это обстоятельство также усложняет поиски могилы Дерябина.
В архивном документе под заголовком «Памятники находятся между зимней и летней церквами» (могилы рода Урусовых №№41-58) указано местоположение могилы Дерябина («против входа в наместнические кельи»).
Гробокопатели из Ижевска поняли это указание так: надо копать не у входа в наместнические кельи, а метрах в десяти от входа в келии – у алтаря «зимней» Крестовоздвиженской церкви, построенной до 1627 года, с приделом во имя иконы Толгской Божьей Матери.
Однако у алтаря были захоронены не представители рода Урусовых и их родственники, в частности Дерябин, а совсем другие люди, о чем свидетельствует все тот же документ, который гробокопатели из Ижевска, видимо, не дочитали до конца.
Под заголовком «Следующие памятники находятся против алтаря зимней церкви» обозначено семь могил священников, женщины, чиновника, девочки и двух неизвестных. Среди них архиепископ Ярославский и Ростовский Авраам, иеромонах Савва, схимонах Карион и настоятель Толгского монастыря архимандрит Иассон. Причем на памятнике, поставленном на могиле настоятеля Толгской обители архивный документ зафиксировал стихотворные строки: «Прохожий, ты идешь, / Но ляжешь так как я. / Постой и отдохнешь на камне у меня. / Взгляни, что сделалось / С священною особой, / Где делся человек / И прах порос крапивой. / Сорви былиночку / И вспомни о судьбе, / Я дома, ты в гостях, / Подумай о себе».
Из могил «против алтаря» самая старая – могила инока Кариона, помеченная 7173 годом от Сотворения Мира, то есть 1665 годом от Рождества Христова. Остальные захоронения «против алтаря» (кроме двух без надписи на памятниках) помечены первой половиной девятнадцатого века.
Именно у алтаря старинной церкви строительные рабочие в поисках останков Дерябина и нашли некие кости, скорее всего, схимонаха Кариона, так как его могила значится первой в списке могил «против алтаря зимней церкви». Возможно, именно эти кости Е.Ф. Шумилов и советник генерального директора ОАО «Ижмаш» А.Б. Семнихин, не подвергая место раскопок и найденные останки экспертизе специалистов (археологов и медиков), под видом праха Дерябина привезли в Ижевск в маленькой шкатулке. Не выяснено было даже чьи останки - мужчины или женщины, взрослого или ребенка - лежали в крошечной, размером с коробку из-под торта и ревностно охраняемой от специалистов шкатулке. Шкатулка с человеческими останками три года пролежала закрытой на витрине музея «Ижмаш» - в зале, где экспонируются мотоциклы и автоматы Калашникова. 20 июня 2005 года состоялось торжественное перезахоронение праха у кафедрального собора.
В результате в Ижевске появилась пышная, но теперь уже точно известно - фальшивая могила «основателя города» Дерябина, участники перезахоронения получили, кто благотворительный церковный орден, а кто деньги на издание патриотической книги о Дерябине, город же – очередной и очень любопытный миф. Все остались довольны, да и Ижевску очень повезло, ведь такой курьезной святыни в самом центре столицы Удмуртии, уничтожившей абсолютно все захоронения, бывшие в нем до 1918 года, нет ни в одном другом городе мира.