Депутаты Госдумы РФ опасаются, что вслед за «Киндзмараули», «Слезами монаха» и «Боржоми» изгоями российского рынка станут украинские водки.

Главный санитарный врач РФ решил отметить двадцатилетний юбилей «горбачевской» антиалкогольной кампании оригинальной инициативой по выведению России «из пьяного угара». Главный российский борец за качество импортных вин и минеральной воды предложил разработать и планово проводить в жизнь «алкогольную политику».

В понедельник в заявлении Геннадий Онищенко прямо подчеркнул, что новая, «антиалкогольная, по содержанию, кампания» не будет таковой по форме. По словам Онищенко, отучать народ от водки надо не прямыми административными запретами, а долгосрочной программой по снижению объемов общего потребления алкогольной продукции в России.

По версии Онищенко, причина беды – в недобросовестной рекламе и скрытой пропаганде алкогольных напитков в теле- и радиоэфире. Особую роль в спаивании молодежи сыграло пиво, которое депутаты Госдумы вывели из разряда спиртных напитков. Бороться с пивом Онищенко обещает не менее рьяно, чем с «Боржоми» и молдавскими винами, только вот на такой же результат рассчитывать не приходится. Об этом говорят знакомые с ситуацией эксперты рынка. Пивное лобби в России обладает «рычагами», о которых пострадавшим «за политику» грузинским и молдавским коллегам не приходится даже мечтать.

Не менее сильные позиции во властных структурах имеют российские «водочники». Другое дело – их коллеги с соседней Украины, которые, как говорят эксперты «НР», уже давно избрали российский алкогольный рынок в качестве своей главное мишени. Защититься же от российских «нерыночных» методов воздействия на бизнес у них возможностей значительно меньше, если они вообще есть, считают эксперты. Именно на украинских «водочниках», как говорят в госдумских кулуарах, и будет реализована фирменная «онищенковская» схема выдавливания с рынка: как это уже было с грузинским, молдавским вином и «Боржоми».

«Руководителю Роспотребнадзора Онищенко, если уж он решил начать «антиалкогольный накат», следовало бы обратить внимание на некоторые образчики импортной водки, которую подают россиянам под видом элитных сортов», – такое мнение в беседе с корреспондентами «Нового Региона» высказал крупный менеджер московской дистрибьюторской компании.

Впрочем, говорит он, и в самой России хватает умельцев, готовых «приготовить» водку едва ли не из чего угодно. Специалисты утверждают, что качественная (не элитная, а просто нормальная) водка не может сегодня стоить в России дешевле 58 рублей за поллитровку. Причем, это – оптовая цена. В сумму входят все издержки, которые честный производитель напитка должен честно понести, чтобы гарантировать потребителю «удовольствие, не отягченное проблемами со здоровьем».

Однако на рынке в российских городах сегодня можно найти водку по 50 и даже 45 рублей за бутылку. Причем, продавцы утверждают, что это качественная водка, которая в действительности может разливаться под любой маркой в ближайшем гаражном кооперативе. «Роспотребнадзор об этом знает?», – спрашивают сами продавцы.

Руководитель программ фонда «Нет алкоголизму и наркомании», нарколог Сергей Полятыкин в эфире радио «Эхо Москвы» сегодня назвал предложение Геннадия Онищенко о переходе к комплексному, концептуальному подходу к проведению алкогольной политики в РФ «здравомыслящим и знаменательным заявлением». Полятыкин против «сухого закона», но за проведение в жизнь долгосрочного плана по постепенному сокращению потребления алкоголя населением, поскольку в России часто умирают не от плохой водки, а от большого ее количества.

За счет кого будет производиться «постепенное» сокращение? Таким вопросом задаются эксперты. За счет отечественного производителя или за счет производителей из ближайшего (в основном украинского) зарубежья? Мнения аналитиков рынка в этом вопросе разделились. Большинство считает, что Онищенко на примере Грузии и Молдавии уже «отработал» схему защиты отечественного производителя. Другие – что украинские «водочники» все-таки смогут найти с главным санитарным врачом России общий язык. Один из экспертов «НР» намекнул в этом вопросе даже на украинскую национальность главного российского борца с «иностранной» алкогольной зависимостью.

Цифры же, которые приводят статорганы, ужасают. Как и двадцать лет назад, в России пьют помногу и часто. По данным на март 2006 года, в РФ было зарегистрировано 2 млн 369 тысяч алкоголиков, причем за шесть последних лет число таковых выросло на 15%, а на каждые 100 тысяч подростков младше 14 лет в среднем приходится 17 несовершеннолетних алкоголиков.

По мнению обозревателей, Онищенко удобно кивать на Европу, где действует антиалкогольная хартия и прочие элементы госрегулирования потребления алкоголя. Но Россия никогда не будет пить так, как пьет Европа. Вспомним, 1986-й: водка исчезла, но пьяных меньше не стало. «Всякого тогда хлебнули».

Слепо переносить западный опыт на нашу почву, значит снова «наломать дров». Первой страной в мире по потреблению алкоголя была и остается Франция. Россия – на 39-м месте. Однако если наш отечественный алкоголик пьет все, что горит, то француз потребляет качественные (как правило, слабоалкогольные) напитки.

Другого мнения придерживается политический обозреватель РИА «Новый Регион» Андрей Латынин: «Смелый человек Геннадий Онищенко! Заявить, что России необходима государственная программа по сведению водки на нет!? Для этого необходимы мужество и политическая воля кого-то повыше главы Роспотребнадзора. Ведь как всякий элемент вертикали власти, он берет под козырек, когда ему приказывают. Так было в случае с грузинским и молдавским вином, с «Боржоми». Так будет с водкой, если «там» не передумают. Другое дело, чью водку таки решат укротить, если будет решение: украинскую или российскую?».

10 мая 09:43| Новый Регион