Подведенные на днях итоги исполнения консолидированного бюджета Удмуртии в первом квартале текущего года не дают ответа на вопрос, куда были потрачены средства, полученные от размещения государственных облигаций УР (1 млрд руб.) и продажи контрольного пакета акций ОАО «Удмуртгеология» (сумма неизвестна).

В марте 2006 года на территории Удмуртии собрано 5 млрд 434 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 1 млрд 186 млн руб. больше, чем в феврале 2006 года, и на 1 млрд 81,8 млн руб. больше, чем в марте 2005 года.Ни президент Удмуртии Александр Волков, ни премьер Юрий Питкевич не распространялись на эту тему, а депутаты Госсовета УР деликатно их об этом не спрашивали.
Официально доходы консолидированного бюджета Удмуртии в первом квартале превысили доходы аналогичного периода прошлого года на 15,1 процента, расходы выросли на 7 процентов, квартальный бюджет был исполнен с профицитом - 205,7 млн руб., сокращение остатков на бюджетных счетах – около 9 млн рублей (Прим. - расчет «Д»).
За счет чего произошел рост доходов? На 282,1 млн руб. (+2,5 раза) по сравнению с первым кварталом 2005 года выросла финансовая помощь из федерального бюджета, на 119,5 млн руб. (+1,6 раза) увеличились неналоговые доходы (в т. ч. за счет продажи муниципальных нежилых помещений в Ижевске) и на 438 млн руб. (+12,2 %) выросли налоговые поступления. При этом резко (в 8 раз) упали доходы бюджета по статье прочие безвозмездные поступления. Если в первом квартале 2005 года по этой линии в бюджет были заведены 201,5 млн руб., то в текущем году только 25 млн рублей. Обычно именно через этот источник в бюджет заводилась часть выручки от сделок по продаже принадлежащих республике акций нефтяных компаний, которые предварительно выводились из казны УР на баланс подконтрольных властям Удмуртии предприятий. Часть денег от сделок по продаже ОАО УННК (декабрь 2004 г.) и ОАО «Удмуртгеология» (дек. 2005 г.) в любом случае должна была поступить в бюджет, но по другому каналу – через налог на прибыль, который по итогам года заплатило ОАО «Удмуртторф» (или управляющая компания - ООО «УТЭК»), на чьем балансе находились проданные акции республиканских нефтяных компаний. Этим, видимо, и объясняется резкий рост поступлений от налога на прибыль в марте нынешнего и прошлого годов, когда выплата налога на прибыль от доходов от скрытой приватизации нефтяной отрасли накладывалась на традиционные платежи налога на прибыль по итогам работы за год. Эту версию подтверждают данные прошлого года, когда после мартовского взлета поступлений в бюджет от налога на прибыль в апреле последовал такой же резкий двукратный спад, хотя апрель традиционно самый прибыльный для бюджета месяц года.
Нельзя не отметить высокий уровень централизации бюджетных ресурсов в первом квартале. Всего за январь-март налогоплательщики Удмуртии заплатили в федеральную казну 9,7 млрд рублей налогов (72,9 %), из них 474,1 млн рублей (3,5 %) вернулось в республиканский бюджет в виде трансфертов, субсидий и субвенций из федерального бюджета, 3,6 млрд рублей налогов и платежей осталось в консолидированном бюджете Удмуртии. В итоге уровень централизации в первом квартале составил 69,4 процента (для сравнения: в первом квартале 2005 года – 61,2 процента). Эта тенденция с распределением налоговых поступлений развивается уже не первый год, и республиканским властям остается только сдержанно критиковать федералов за централизм, поскольку самостоятельно увеличить объемы республиканских и местных налогов, позволившие бы потеснить долю федеральных налогов (НДС, плата за пользование недрами), администрации президента Волкова явно не по силам.
Зато республиканские власти могут взять свое на распределении расходных статей. Здесь в марте и первом квартале в целом произошли некоторые изменения. Так, снова резко начали расти расходы на содержание органов власти и управления (+26,5 % в марте по сравнению с февралем и +18,9 % по отношению к 1 кварталу 2005 г.). Финансирование попавших в прошлом году в приоритет у властей проектов, связанных с поставками сельхозтехники и транспорта, в среднем по кварталу сократилось. Но это, скорее всего, связано с нехваткой средств в январе-феврале и необходимостью в первую очередь выплачивать зарплату бюджетникам. Так, если в целом по первому кварталу расходы по статье сельское хозяйство сократились в 2,4 раза, а по статье транспорт на 9,2 процента, то в марте по обоим направлениям прошел рост финансирования – в 1,8 раза и на 22,6 процента соответственно. Расходы на образование в первом квартале выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8 процентов, здравоохранения – на 11,1 процента. Как уже отмечалось в предыдущих обзорах, на фоне остальных бюджетных отраслей резко начали выпирать расходы по статье культура (+23,6 %), хотя эта цифра совсем не соответствует развернутой республиканскими властями кампании по «оптимизации» бюджетной сферы и, скорее всего, объясняется какими-то заморочками президента Волкова типа цирка или зоопарка к 450-летнему юбилею вхождения Удмуртии в состав России. Рост расходов на проведение социальной политики более естественный, учитывая социально-экономическую ситуацию в первом квартале, выглядит значительно скромнее по сравнению с «культурной программой» руководства Удмуртии – только 14,8 процента.

табл.