Подготовлен проект изменений в Трудовом кодексе РФ (ТК). Новая редакция статьи 261 ТК предусматривает продление срочного трудового договора на период до окончания беременности. В действующем кодексе это продление предусматривалось только до момента наступления права на указанный отпуск. Норма положительная, однако, к сожалению, она сопровождается позицией неприкрытого недоверия к женщине. Работница должна каждые три месяца предоставлять справку работодателю о своем состоянии. Если учесть, что по обычным правилам (так называемый трудовой договор на неопределенный срок) для перевода беременной работницы на легкую работу достаточно одной медицинской справки, то не слишком ли жестоко такое требование для срочного договора, и без того менее благоприятного для работника?

Но и это не самое плохое. Хуже то, что представители работодателей в рабочей группе Государственной думы по подготовке законопроекта настояли на унизительном для женщины условии такого продления. В случае «окончания беременности» во время работы (это новый термин в здравоохранении и юриспруденции) ее увольняют в течение недели со дня, когда этот факт стал известен работодателю.

Тем самым сформулировано отношение к беременной женщине в терминах, используемых при наказании за нарушения трудовых отношений (типа прогул, брак, хищение, аморальный поступок и т. п.). А ведь женщина в такой ситуации, как правило, жертва объективных обстоятельств: выкидыш, аборт по жизненным показателям, ребенок задохнулся и прочее. Подобное хорошо известно любой женщине, но, по-видимому, не очень важно для некоторых мужчин.

Аргумент для этого изменения в кодексе: возможность снять дополнительные расходы с предпринимателя. Но ведь доля женщин, забеременевших именно в период от получения ею действующего ныне права на продление трудового договора до окончания отпуска по беременности и родам (70 календарных дней, которые, кстати, оплачивает не предприниматель, а Фонд социального страхования), окажется крошечной — меньше доли процента от всех работающих женщин!

Иначе говоря, подобные случаи чрезвычайно редки, затраты ничтожны и практически не касаются легально действующего предпринимателя, платящего страховые взносы. Но демонстрация чисто мужского пренебрежения к женским проблемам — неприкрытая.

К тому же увеличение публичности в этой деликатной сфере нельзя иначе назвать как грубое этическое нарушение социальных защитных традиций нашего трудового законодательства. Очень обидно за подобный регресс. В свое время вся Европа во многом «списала» свои гуманистические нормы трудового права с нашего Кодекса законов о труде РСФСР.

Материнство: его сложности, нестандартные ситуации, печали и радости заслуживают всяческого уважения общества, власти, работодателей, наконец, просто мужчин, принимающих решения! Если думать о введении в новый кодекс статей, реально помогающих экономно вести дела на предприятиях, то логично было бы в его нормах усилить ответственность за появление на работе в пьяном виде; предусмотреть ответственность за алкогольные перерывы; прогулы из-за пьянок; и т. п.

По неофициальным данным, до 50% потерь в ВВП связаны с алкоголизмом и наркоманией. Но, по-видимому, мужчинам-руководителям проще устрашить беременных женщин, чем напрячь «братьев по полу» из-за деликатной темы трезвости.

Наилучшим выходом из нынешней неприятной коллизии было бы оставить положение о продлении договора без указания репрессий к женщине, как это и имеет место в действующей редакции.

Из текста действующего ТК РФ

Статья 261. Гарантии беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, при расторжении трудового договора.

2-й абзац

«В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее заявлению продлить срок трудового договора до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам».

Новая редакция статьи 261

(согласно тексту законопроекта № 329663-3 ко второму чтению 9 февраля 2006 года):

«В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Женщина, срок действия трудового договора которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще, чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности».

Источник http://allrussia.ru

Постоянный адрес новости http://allrussia.ru/nowadays/default.asp?NS_ID={8B85DBA6-D3F0-4B63-B55B-D53CB35589F4}&HN_ID=1