Ванна и душ – это гигиенично, но баню с парилкой они не заменят. Удмуртская столица на сегодня располагает шестью муниципальными банями, в которых с апреля прошлого года (вместе с очередным повышением цены)  введена система обслуживания по сеансам продолжительностью 1,5 часа. На дневных «сеансах» в будни пока еще можно помыться за 25 рублей, на вечерних и в выходные дни – за 50 рублей.

 

В феврале депутаты Гордумы г. Ижевска приняли решение с 1 апреля выделить из бюджета города 1 млн 50 тыс. рублей с целью предоставления адресной социальной помощи малоимущим, желающим воспользоваться банной услугой. Утвержден порядок оказания этой самой адресной помощи. Выглядеть это будет так. Гражданин, у которого доход ниже величины прожиточного минимума, пишет заявление и предоставляет в орган соцзащиты документы, подтверждающие, что он бедный. Если его таковым признают, то в разовом порядке выдадут сразу 48 талонов (мыться со скидкой ему придется 4 раза в месяц целый год). И, начиная с 1 апреля (символично!), он будет при посещении общего отделения муниципальной бани платить в кассу 25 рублей, прикладывая к чеку свой талон. Тем временем органы соцзащиты должны будут вести строгий учет выданных талонов, а банщицы – сданных. Потом кто-то в администрации (может быть, сам «сити-менеджер» Александр Ушаков, подписавший пояснительную записку для депутатов) «подведет черту», и бани получат из бюджета в счет возмещения недополученной прибыли те самые 25 рублей.

Мои попытки уточнить механизм расчетов (то есть ДО или ПОСЛЕ помывки получит банщик деньги за талон-бумажку?) пока успехом не увенчались. В самих банях вообще ничего о предстоящем нашествии льготников ничего не знают, а в УМП «Банно-прачечный комбинат» стараются отвечать очень осторожно. Заместитель начальника этого муниципального предприятия Александр Гавага согласился прокомментировать предстоящее новшество, заявив: «Пока принятое Думой решение не конкретизировано. Хотя мы готовы предоставлять эту адресную социальную помощь, уже два года об этом разговариваем, все упирает в компенсацию. Себестоимость одной помывки в общих отделениях четырех бань, находящихся в нашем подчинении, по нашим расчетам, выходит более 70 рублей, но на утверждение в мэрию мы представили тариф, урезанный до 50 рублей. Общее отделение никогда нам прибыли не приносило.

Я представляю себе порядок осуществления адресной помощи так: всем желающим из числа перечисленных в перечне категорий (у кого доходы ниже прожиточного минимума) раз в год выдадут талоны из расчета четыре  помывки в месяц. Он к нам пришел, талон отдал, купил билет за 25 рублей, и талон мы потом сдаем в администрацию. То есть, как я понимаю, нам будут компенсировать убыток по факту, правда, там есть и фраза «при наличии средств в бюджете», так что может всякое случиться».

В Управлении соцзащиты от комментария воздержались – до выхода постановления администрации о реализации думского решения. Мне же показалось очень интересным произвести несколько простых арифметических действий. В пояснительной записке Александра Ушакова «концепция» расчетов заключена в такой вот расплывчатой фразе – «Расчетная величина бюджетных средств, необходимых для предоставления гражданам адресной помощи на услуги общих отделений бань на 2006 год, определена по данным муниципальных предприятий, оказывающих эти услуги, исходя из общего количества посещений общих отделений бань города, доли льготных категорий граждан, посещающих общие отделения бань, и размера адресной помощи на одну помывку».

Каким образом банщики установили «долю льготных категорий граждан, посещающих общие отделения»? На глазок, что ли? Или на лбу у кого-то написано, кто и сколько получает – 7800 или 1200 рублей?

Разделим 1 млн 50 тыс. рублей на 25 рублей, получится 42 тысячи посещений. Делим на 12 месяцев (хотя до 1 апреля три месяца 2006 года уже минует), получим 3500 посещений в месяц. Одному получателю положено 4 помывки ежемесячно. 3500 делим на 4, получается - 875 человек… Вот ровно такому количеству нуждающихся обещает помочь ижевская мэрия.

А много ли в Ижевске тех, у кого доходы «ниже величины прожиточного минимума»? По данным Министерства труда Удмуртии, в 2005 году в республике таковых было 28 процентов населения. В Ижевске, говорят, четвертая часть, то есть 25 процентов (или порядка 75 тысяч человек).

Складывается впечатление, что этот красиво расписанный миллион просто кому-то нужен как «дымовая завеса». А вот как его «оприходуют», мы спросим у депутатов, сделавших красивый жест, даже не потребовав у администрации точных цифр и ясных механизмов. Если 15 млн рублей ущерба, которые администрация не сочла нужным стребовать с осужденного коллеги Сергея Кожевникова, лишние в городской казне, так что говорить о каком-то «банном» миллионе! Через год о нем никто и не вспомнит.

 

Надежда ГЛАДЫШ