Вчера в Екатеринбурге завершилось выездное заседание комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления. Члены комиссии, в частности, обсудили конфликтную ситуацию вокруг городского устава Самары, которая привела к расколу в городе на сторонников прямых выборов мэра и сторонников избрания городского главы из числа депутатов. Пока свою позицию в этом вопросе Общественная палата не озвучила, решив лишь изучать опыт в других российских городах.
Заседание комиссии было закрыто для прессы. По словам ее председателя, профессора кафедры теории и истории архитектуры МАРХИ Вячеслава Глазычева, представители Общественной палаты должны были обсудить планы работы на ближайшие два года. Кроме того, как стало известно „Ъ“, на выездном заседании прозвучали доклады членов комиссии Елены Дьяковой «О проблемах мониторинга и критериях качества жизни» на примере Уральского федерального округа и Сергея Лазуренко о ситуации, сложившейся вокруг выборов мэра Самары.
Напомним, конфликт возник между главой Самары Георгием Лиманским, которого поддерживают губернатор Самарской области Константин Титов и местное отделение «Единой России», и гордумой, в которой абсолютное большинство составляют оппозиционные мэру депутаты. 31 марта 2005 года городской парламент принял новый муниципальный устав. Его принципиальное отличие от старого — изменение схемы выборов главы города. Согласно уставу, теперь мэра должны избирать депутаты гордумы, а не народ. У Георгия Лиманского срок полномочий истекает в июле 2006 года, и, по мнению наблюдателей, ему будет очень проблематично вновь занять пост главы Самары, несмотря на то, что он одновременно является и председателем городского парламента.
Тем временем юристы мэрии разработали свой проект устава, сохраняющий всенародные выборы мэра. Этот проект представляют как народную правотворческую инициативу. С июля в его поддержку собрали 460 тыс. подписей горожан. Подписи и проект документа 22 февраля были переданы Георгию Лиманскому как спикеру думы с тем, чтобы он представил документ на рассмотрение депутатов. Это будет сделано вероятно в марте. Но оппозиционные депутаты уже говорят, что ни в коем случае не проголосуют за этот проект.
В случае, если выборы главы города состоятся по старой «всенародной» схеме, то они должны пройти в октябре 2006 года, если по новой «парламентской», то летом — по истечении полномочий Георгия Лиманского.
Как рассказал корреспонденту „Ъ“ господин Лазуренко, на заседании комиссии Общественной палаты в Екатеринбурге он доложил коллегам о своей поездке в Самару, где изучал обстановку на месте. «У нас ситуация вызвала большую озабоченность. В этом вопросе много юридических аспектов, в которых мы намерены разобраться», — рассказал он. По его словам, комиссия решила изучить сложившуюся ситуацию и запросить для изучения вопроса различные документы. «Самый главный вопрос — будут ли легитимными выборы мэра по новой схеме», — пояснил господин Лазуренко. Каких-либо подробностей он сообщать не стал, лишь сообщив, что это достаточно острый вопрос, который может привести к гражданскому неповиновению.
Между тем, как сообщил „Ъ“ один из участников заседания, Сергей Лазуренко на нем озвучил точку зрения Министерства юстиции. По мнению специалистов ведомства, депутаты гордумы Самары в нынешнем составе не смогут избрать нового главу города, так как, согласно законодательству, это могут сделать только парламентарии нового созыва (выборы должны пройти в 2008 году. — „Ъ“).
Члены комиссии приняли информацию по ситуации в Самаре к сведению и решили создать рабочую группу по изучению правоприменительной практики федерального закона 131.
Между тем в Уральском федеральном округе уже существует опыт неудачного использования ФЗ 131. Так, в Миассе в декабре 2004 года были внесены поправки в устав Миасса, согласно которым мэр избирается из состава гордумы и становится его председателем, а городским хозяйством занимается сити-менеджер. Но в прошлом году депутаты столкнулись с серьезной проблемой — из-за противостояния двух парламентских групп Миасс более 2 месяцев оставался без руководителей. В результате сейчас парламентарии готовят обратные поправки в устав, восстанавливающие прямые выборы мэра. Кроме того, в Челябинске также в 2004 году был изменен основной документ города, подразумевающий введение поста наемного руководителя городской администрации. Но он даже не был реализован — после победы на выборах мэра Челябинска Михаила Юревича эти поправки были отменены
.

НИКОЛАЙ ЯБЛОНСКИЙ; ЛИЛИЯ АБДУЛЛИНА, Самара
Источник http://www.kommersant.ru

Постоянный адрес новости http://www.kommersant.ru/region/ekaterinburg/page.htm?year=2006&issue=34&id=151216&section=3670