Дело в том, что, проведя тендер на обязательное медицинское страхование неработающего населения Удмуртской Республики, конкурсная комиссия и правительство республики постановили - передать все неработающее население Ижевска московской страховой компании ЗАО «КапиталЪ Медицинское страхование».

Через термины

В августе 2005 года Министерством экономики Удмуртской Республики по заказу Министерства здравоохранения УР был проведен тендер на обязательное медицинское страхование неработающего населения. 16 сентября 2005 года он был официально признан состоявшимся. Победителями тендера объявили четыре страховые компании: ЗАО «КапиталЪ Медицинское страхование», ООО СК «Ингосстрах-М», ООО МСФ «Росгосстрах-Удмуртия» и «Ижевскую медицинскую страховую компанию». ЗАО «КапиталЪ Медицинское страхование» получило на откуп страхование всего неработающего населения в Ижевске вплоть до 2007 года. Неработающее население - это дети и подростки до 18 лет, учащиеся и студенты дневных отделений высших, средних и профессиональных учебных заведений, пенсионеры и инвалиды, а также безработные, зарегистрированные в службе занятости. В роли страхователя для них выступает государство, которое делает отчисления в Территориальный фонд ОМС и выбирает страховую компанию для своих подопечных. Полис ОМС является документом, обеспечивающим право на бесплатное получение застрахованным медицинской помощи в объеме и на условиях действующей Территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан Удмуртской Республики из средств ОМС. То есть существует перечень услуг, которые покрывает полис ОМС, и их можно получить бесплатно, просто предъявив полис, за другую медицинскую помощь приходится платить отдельно.

Когда не все гладко

Когда во время проведения конкурса происходит масса нарушений. По крайней мере, в этом уверено руководство Управления федеральной антимонопольной службы по УР. На одной из пресс-конференций Михаил Маренников отметил, что такое проведение конкурсов, как это происходило в республике, не допустимо. Очевидно, с ним согласны и те страховые компании, по заявлению которых и было заведено административное дело о незаконности итогов этого тендера.
Как оказалось, позиций, по которому УФАС возникли разногласия с конкурсной комиссией, достаточно. Во-первых, внесение изменений в конкурсную документацию. Установлено, что изменения должны быть согласованы до того момента, как документация попадает к участникам тендера. В данном случае некоторые пункты конкурсных документов претерпели изменения уже после процедуры согласования. Период изменений установить невозможно. Во-вторых, одним из многочисленных критериев отбора по конкурсу являлись инвестиции страховой компании в сферу здравоохранения. Но, по тем или иным причинам,  Минздрав УР исключил этот критерий из документации, оставив его только в регламенте своей работы. Но впоследствии, как оказалось, данный критерий и стал определяющим при выборе победителя, что удивительно вдвойне, так как медицинские страховые компании являются некоммерческими и соответственно доходов не имеют. Инвестиции же противоречат действующему законодательству. В-третьих, по закону о «Медицинском страховании» права граждан были нарушены. На 2006 год приняты новые типовые договоры ОМС, закрепляющие жителей республики за той или иной страховой компанией, выбранной властями. Особенно поразил УФАС социальный ролик Удмуртского территориального фонда ОМС, предписывающий всем неработающим категориям граждан в течение 90 дней заменить старые полисы на новые. Конечно же, в «Капитале». Такая норма ограничивает права граждан и вытесняет остальные страховые компании с рынка. Что, в свою очередь, влечет за собой нарушение антимонопольного законодательства. В данный момент управление ФАС добивается признания итогов конкурса недействительными.

«Капитальное» нашествие»

КапиталЪ Медицинское страхование», в свою очередь, активно продолжает обмен старых полисов на новые, свои. С УФАСом они не совсем согласны. Руководитель центра экспертизы и защиты прав застрахованных Иван Иванов подробно объяснил, что ввиду того, что выбором страховой организации занимается страхователь, (в данном случае правительство УР), соответственно оно и «музыку заказывает». Нет, вы, конечно, можете выбрать самостоятельно страховую компанию себе по душе, но деньги-то туда никто перечислять не будет. А в связи с тем, что медицинские учреждения получают финансовый эквивалент своего труда за оказание медицинских услуг от страховщиков, то вам, скорее всего, в бесплатной медицинской помощи, даже в том объеме, в котором ее может гарантировать полис ОМС, будет отказано, поскольку платить за вас некому. А значит, хочешь - не хочешь, а полис придется менять. Вообще-то Михаил Иванович в основном говорил о тех услугах, которые предоставляет «КапиталЪ» населению, о самой системе ОМС и о необходимости донести до застрахованных информацию об их правах. Что касается претензий антимонопольной службы, то особых нарушений в конкурсе «КапиталЪ» не заметил. Четыре участвовавших в нем компании получили приблизительно равное количество застрахованных, около 300 тыс. человек каждая. Что касается прав граждан на выбор, то они всегда были номинальны - кто платит, тот и выбирает, так как страхователь имеет право выбора по закону. Пока же, по мнению руководства компании, до решения суда утверждения УФАС голословны.  
Сама компания старается облегчить себе и другим процедуру получения новых полисов, в связи с чем полисы, например, детям доставляются прямо в детскую поликлинику по месту жительства. Однако поток посетителей за полисами бесконечен. Меня же особенно интересовал вопрос, за что собственно так бьются страховые компании друг с другом, если организации они некоммерческие и дохода не имеют, не за объемы же работы, в конце концов. Ответ Ивана Михайловича был туманен: «за страховое поле»...

Пойди туда

Ответы на вопросы решено было начать искать с заказчика - Министерства здравоохранения Удмуртии. Вежливый голос в трубке объяснил, что по обязательному медицинскому страхованию лучше проконсультироваться непосредственно в Территориальном фонде ОМС в Удмуртии. Специалист по связям с общественностью этого Фонда была страшно поражена вопросами о конкурсе и страховании. Суть нашего совместного удивления свелась к тому, что Фонд отношения к конкурсу никакого не имеет. На прощание мы с Мариной Николаевной вместе попытались предположить, в чем собственно заключаются функции Фонда, точной формулировки не получилось.
Дальнейшие поиски вели к Министерству экономики, а именно в управление государственных закупок и мобилизационных ресурсов. В качестве эксперта в сфере ОМС и непосредственно того самого тендера приемная порекомендовала обратиться к начальнику отдела закупок Надежде Девятьяровой. Надежда Борисовна четко объяснила, что полномочий на разглашение информации не имеет и ничего заявлять не уполномочена. Всю информацию можно получить только через пресс-службу президента Удмуртии, что страшно повеселило потом заместителя руководителя этой самой пресс-службы Ивана Белова. «Я и в глаза не вижу эти положения, не в моей это компетенции - конкурсы ОМС», - весело ответил Иван Иванович, - обратитесь лучше в Министерство экономики». В ответ на то, что Министерство уже отправило меня в пресс-службу, Иван Белов настоятельно посоветовал попробовать пообщаться лично с министром - возможно, он что-нибудь скажет. Попытка не удалась – секретарь в приемной министра экономики Валерия Богатырева опять порекомендовала Надежду Девятьярову и искренне удивилась ее отказу разговаривать, сказав что-то про «замкнутый круг» и огорченно сообщив, что «Валерий Богатырев сейчас в командировке. Ждите». В обход Надежды Петровны пытаюсь узнать что-нибудь у начальника управления государственных закупок и мобилизационных ресурсов Павла Митрошина. Результат тот же: оценочное мнение по поводу конфликта УФАС - Министерство экономики может дать только сам Валерий Богатырев. И никто кроме него. Да и вообще конфликта как такового нет, а есть «две точки зрения».

По сути

А получается приблизительно следующее. В законе прописано, что гражданин имеет право выбора страховой компании, на деле этого нет. Интерес для страховой, пусть даже и некоммерческой организации, самый что ни на есть меркантильный. Чем больше «страховое поле», тем больше страховая компания получает средств на свое содержание и работу с гражданами. Особенно актуальным этот вопрос становится сегодня, когда, согласно новому законодательству, через страховые компании будут проходить не только средства на страховые полисы, но и деньги, выделенные на финансирование медицинских учреждений. Сравним: 78 копеек на человека, как это было до 1 января 2006 года, и 1500 рублей сейчас. Несопоставимые по объему средства. Это, по крайней мере, объясняет резкое появление на рынке Удмуртии новых страховых компаний. Руководство одной из местных страховых компаний согласилось высказаться по этому поводу, но настойчиво просило не ссылаться на их организацию. Так вот, по мнению этих страховщиков, кроме того, что создаются неудобства для граждан в связи с повальной сменой полисов, в республике совершенно не контролируются цены на ОМС, они полностью отданы на откуп поликлиникам, хотя законодательно подобный контроль предусмотрен. Кроме того, весьма интересна система квотирования на оборудование, приобретенное на бюджетные деньги. К примеру, пять человек на такой установке проходят обследование бесплатно, шестой уже будет платить и т.д. Такие прецеденты совершенно не допустимы, но никто за этим не следит. Аналогично и с обслуживанием - номерков бесплатных, увы, нет, но при желании можно обратиться к платному специалисту.
Как итог хотелось бы озвучить еще несколько вопросов. Кому была выгодна смена страхователя? Что выиграли пациенты при смене одной страховой компании на другую? И стала ли лучше методика и технология обслуживания в больницах? Ответить на них некому…