В следующую среду в Доме профсоюзов соберутся 140 делегатов от различных республиканских профобъединений. Двадцать вторая отчетно-выборная конференция Федерации профсоюзов УР должна будет решить, оставить на посту председателя Федерации Евгения Орлова или заменить его на более внятного лидера.

Орлов спит - служба идет.По сути, речь идет о перспективах самого существования профсоюзного движения в Удмуртии – продолжится ли его многолетняя деградация, или это крупнейшее в республике объединение работников наемного труда найдет в себе силы для завоевания реального авторитета на предприятиях, в обществе и коридорах власти.
То, что ситуация в республиканских профсоюзах неблагополучна, видно невооруженным взглядом даже на примере динамики их численности. Из-за отсутствия веры в эффективность работы профсоюзной федерации, люди разбегаются из нее как в индивидуальном порядке, так и целыми организациями. Заявив о бессмысленности оставаться в рядах Федерации, ее покинул профсоюз «Удмуртнефти». За последние 5 лет численность Федерации сократилась на 50-60 тысяч человек – то есть примерно на 10%. Если так пойдет и дальше, то через 10 лет от пятисоттысячного объединения останутся только здание Дома профсоюзов и существующая на миллионные арендные доходы от него компания из нескольких профсоюзных боссов.
Конечно, есть объективные причины такого положения вещей. В ходе проводимых властями реформ сокращаются рабочие места, многие предприятия ликвидируются, часть активов выводится в частные фирмы, в которых создать или сохранить профсоюзную организацию значительно сложнее. Однако за 13 лет руководства Федерацией Евгением Орловым все эти проблемы ни разу не обсуждались сколько-нибудь серьезно ни на Совете Федерации, ни на его Исполкоме. Не было даже попытки выработать какую-то адекватную тактику сохранения профсоюзного влияния в новых условиях.
Более того, в ряде случаев член руководства региональной парторганизации «Единой России» Орлов занимал явно штрейкбрехерскую позицию в отношении работников ликвидируемых предприятий. Одним из ярких примеров этого стало постыдное поведение Орлова в эпизоде с банкротством Ижевского шарикоподшипникового завода (ИПЗ). Профсоюзная организация ИПЗ в течение полугода активно боролась против стремления новых хозяев при попустительстве (или личном интересе республиканских руководителей?) ликвидировать уникальное производство, но никакой поддержки от Орлова не получила. Более того, когда вопрос встал уже хотя бы о погашении двухмесячной задолженности по зарплате и выплате выходных пособий, республиканский профбосс пошел на прямое предательство попавших в беду людей. Просьбы профкома ИПЗ организовать акцию солидарности Орлов проигнорировал. Более того, в интервью федеральной профсоюзной газете «Солидарность», оправдываясь за свое бездействие в отношении ИПЗ, принялся лгать, что «еще 4 года назад... профком ИПЗ вышел из Федерации. А профсоюз должен защищать интересы только своих членов». Тогда работники завода были вынуждены обратиться за помощью к Координационному Совету гражданских действий и Общественному совету пенсионеров, созданным в республике на волне митингов протеста против монетизации. И лишь под угрозой совместной акции этих сил у президентского дворца власти срочно заставили новых владельцев ИПЗ подписать протокол, в котором работодатель обязался в короткие сроки погасить всю задолженность (почти 2 миллиона рублей). И вот тут Евгений Орлов, забыв, видно, о чем врал в своем интервью, написал хозяевам завода письмо, в котором утверждалось, что на ИПЗ «отсутствует профсоюзный комитет» и что все суммы профсоюзных взносов, оговоренные в согласованном графике, должны быть перечислены на счет Федерации профсоюзов. Ниже были заботливо приведены реквизиты для перечисления денег.
Даже неловко ставить вопрос - может ли пользоваться авторитетом организация, возглавляемая человеком с такими моральными принципами, которые продемонстрировал в истории с ИПЗ Евгений Орлов. Случайно ли, что все попытки главы республиканских профсоюзов избраться в депутаты местных органов власти позорно провалились. Зато Орлов известен как безотказный подписант слов поддержки в выборных буклетах любого согласованного с высоким начальством кандидата.
По большому счету, создается впечатление, что нынешний руководитель Федерации профсоюзов заинтересован не в росте авторитета и численности объединения, а, наоборот, в скорейшем его сокращении. Сегодня большая часть помещений большого здания Дома профсоюзов сдается в аренду частным структурам и официально приносит около 4 миллионов рублей арендой платы. Это в два раза больше, чем сумма всех членских взносов (около 2 миллионов), при этом для получения этих денег не надо мучиться и бороться за права трудящихся, ссориться с властями, проявлять какую-то гражданскую позицию. И вообще - чем меньше членов организации, тем большую часть можно оставить на собственное содержание… Не надо забывать, что лакомым куском профсоюзной собственности (которым фактически бесконтрольно распоряжается Орлов) остаются сегодня санатории «Варзи-Ятчи» и «Металлург». Есть информация, что близкие к руководству республики коммерческие структуры уже приступили к подготовке захвата этих объектов. Под беспрецедентным давлением с прошлого года находится отраслевой профсоюз агропромышленного комплекса, у которого требуют уступить принадлежащие ему 42% акций санатория в Уве. Сохранение у руководства Федерации Евгения Орлова, известного своим раболепным отношением к местному начальству, на еще 5 лет будет означать уничтожение материальной базы профсоюзного движения в республике.
Последние полтора года, отмеченные массовым наступлением властей на трудовые и социальные права граждан (122-й закон, новый Жилищный кодекс), не заставили очнуться от спячки руководителя Федерации. Инициаторами и организаторами массовых профсоюзных акций протеста в Удмуртии стали отраслевые Рескомы – оборонщиков и работников народного образования. Да и как мог выступать против того же 122-го закона член регионального политсовета «Единой России», если именно эта партия принимала и проталкивала данный закон в Госдуме? На вопросы о своем членстве в «Единой России» Евгений Орлов традиционно отвечает, что ему необходимо владеть информацией о том, что делается внутри партии власти. Какую стратегическую информацию вынес оттуда за все это время профбосс и как ею воспользовался в интересах защиты работников наемного труда, пока остается загадкой.
Зато Орлов, отчитываясь об успехах профсоюзов, с удовольствием приводит официальные цифры о росте средней заработной платы в республике в последние годы. Забывая при этом, что высокими (выше среднего по стране) темпами в Удмуртии растет разрыв в оплате труда между основной массой трудящихся, с одной стороны, и менеджеров и руководителей предприятий – с другой. Забывая, что во многом также этот рост происходит за счет сверхурочной работы, то есть повышения уровня эксплуатации работников. На заводах слова о средних по республике 8-тысячных зарплатах воспринимаются просто как насмешка. Впрочем, это сложно понять профбоссу, получающему сегодня сумму не менее 2 тысяч долларов в месяц.
Приходится констатировать, что в республике сегодня фактически отсутствует система социального партнерства, профсоюзы не уважают ни власти, ни работодатели. Следует осознать, что в нынешних условиях профсоюзное движение может эффективно защищать интересы трудящихся, лишь занимая активную и решительную позицию, используя весь арсенал средств, наработанный современным международным движением, от судебной защиты и работы в согласительных комиссиях – до участия в массовых уличных выступлениях и забастовках. Уважают не послушных, а сильных.

Андрей КОНОВАЛ,
депутат городской Думы г. Ижевска, член профсоюза работников народного образования и науки УР