Как стало известно Ъ, новое руководство ОАО АвтоВАЗ намерено перерегистрировать завод из Тольятти в Санкт-Петербург. Как заявляют на предприятии, переезд АвтоВАЗа инициирован "в целях борьбы с коррупцией". Топ-менеджмент АвтоВАЗа обещает сохранить налоговые отчисления в бюджет Самарской области, но самарские чиновники уже открыто выступили против регистрации АвтоВАЗа в Петербурге.

Вчера пресс-секретарь президента-гендиректора АвтоВАЗа Игоря Есиповского Владимир Якушенко заявил Ъ, что "готовится перерегистрация АвтоВАЗа из Тольятти в Санкт-Петербург". По словам господина Якушенко, переезд АвтоВАЗа будет действенным элементом борьбы с коррупцией на предприятии. Советник гендиректора по безопасности АвтоВАЗа Василий Тилинин вчера затруднился ответить на вопрос, как может регистрация АвтоВАЗа в Санкт-Петербурге помочь предприятию в борьбе с коррупцией. "Первый раз слышу о том, что завод будет переезжать в Петербург",– недоумевает он.

Впрочем, источник Ъ, близкий к топ-менеджменту АвтоВАЗа, поясняет, что под перерегистрацией подразумевается в первую очередь изменение финансовых потоков АвтоВАЗа. "До последнего времени деньги завода, предназначенные к налоговым выплатам, прокручивались в местных банках. После перерегистрации в Санкт-Петербурге туда же будут направлены финансовые потоки завода",– говорит он. Бывший финансовый директор АвтоВАЗа Александр Ясинский также считает, что с переездом АвтоВАЗа "оборвутся связи завода с местными налоговыми и правоохранительными органами".

Отметим, что переезд АвтоВАЗа в северную столицу де-факто начался в ноябре 2005 года, когда завод был поставлен на налоговый учет в Межрегиональную налоговую инспекцию #8 Санкт-Петербурга. В октябре петербургскую "прописку" получил и Внешторгбанк (ВТБ), три представителя которого входят в совет директоров АвтоВАЗа. Один из петербургских банкиров не исключает, что ВТБ станет главным обслуживающим банком АвтоВАЗа.

Как заявил Владимир Якушенко, регистрация АвтоВАЗа в Санкт-Петербурге позволит "упорядочить систему уплаты налогов заводом". Как именно упорядочится эта система, господин Якушенко, уточнить не смог, но подчеркнул: "Возможная перерегистрация АвтоВАЗа в Санкт-Петербурге никак не скажется на налоговых отчислениях предприятия в бюджет Самарской области". Конкретные сроки переезда АвтоВАЗа в Петербург на предприятии не называют.

ОАО АвтоВАЗ зарегистрировано по адресу: Тольятти, Южное шоссе, 36. За 2004 год ОАО выплатило налогов на сумму 16,1 млрд руб., из которых около 7 млрд руб. было заплачено в федеральный бюджет, 3,7 млрд руб.– в бюджет Самарской области и 2,4 млрд руб.– в бюджет Тольятти. Прирост налогов в 2004 году по сравнению с 2003 годом составил 21%.

Управляющий партнер юридической фирмы "Вегас-Лекс" Альберт Еганян отмечает, что по законодательству в случае переезда в Петербург АвтоВАЗ должен прекратить налоговые выплаты в бюджет Самарской области и Тольятти. "Как именно менеджмент намерен их сохранить, мне непонятно. Должны остаться только выплаты налогов на имущество и землю АвтоВАЗа в бюджет Тольятти",– утверждает господин Еганян.

Как пояснил Ъ спикер Тольяттинской городской думы Александр Дроботов, "вопрос с перерегистрацией АвтоВАЗа в Санкт-Петербурге тольяттинские власти и новое руководство завода начали рассматривать еще две недели назад". По его словам, Игорь Есиповский обсуждал переезд с губернатором Самарской области Константином Титовым и мэром Тольятти Николаем Уткиным.

Константин Титов заявил Ъ, что перерегистрация АвтоВАЗа – "не самый рациональный способ развития автопрома, тем более сейчас, когда завод обсуждает с Самарской областью строительство новых площадей (АвтоВАЗ намерен построить новый автозавод мощностью 450 тыс. машин в год.– Ъ)". "Перерегистрировать АвтоВАЗ нельзя ни в коем случае. Они должны платить налоги здесь",– добавил глава комитета по промышленности Самарской губдумы Александр Колычев.

Для питерских чиновников переезд АвтоВАЗа стал новостью. Вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов заявил Ъ, что ничего не знает об этом, и от дальнейших комментариев отказался.

Ъ будет следить за развитием событий.

ПАВЕЛ Ъ-КАЛЕДИН, ЛИЛИЯ Ъ-АБДУЛЛИНА, ОЛЬГА Ъ-ПАСТЕРНАЦКАЯ, Самара; ИВАН Ъ-МАКАРОВ, Санкт-Петербург; ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ

 


Завод не отдаст полигон государству

Вчера член совета директоров АвтоВАЗа Максим Нагайцев заявил Ъ, что не считает целесообразным передачу испытательного полигона АвтоВАЗа в собственность государства. "АвтоВАЗ ставит в производство 12 новых моделей, и количество испытаний вырастет в разы. Мы должны иметь возможность проводить их бесплатно",– сказал он. Напомним, в понедельник глава Роспрома, член совета директоров АвтоВАЗа Борис Алешин заявил, что полигон автозавода может быть передан государству в счет долга предприятия перед федеральным бюджетом.

 


Кто еще регистрируется в Санкт-Петербурге

После избрания губернатором Санкт-Петербурга в октябре 2003 года Валентина Матвиенко ведет переговоры с крупными компаниями об их перерегистрации, добиваясь увеличения доходов горбюджета. В частности, она заявляла о возможной смене "прописки" "МегаФоном", "Транснефтью", ЛУКОЙЛом, ТНК, РЖД, Сбербанком и "Рособоронэкспортом". Ни одна из этих компаний в Санкт-Петербург не переехала.

1 октября 2004 года в Петербурге зарегистрирована "дочка" "Газпрома" "Газпромрегионгаз", в управление которой переданы все региональные газораспределительные активы холдинга. Ежегодно компания приносит бюджету города 150-200 млн руб.

В октябре 2004 года "Роснефть" создала в городе трейдерскую компанию "РН-трейд", которой передала часть экспортных операций. Это дало городу около 1,4 млрд руб.

22 октября 2004 года наблюдательный совет Внешторгбанка рекомендовал совету директоров перерегистрировать банк в Петербурге. 15 декабря 2004 года на собрании акционеров решено перенести из Москвы в Петербург головной офис банка. 5 октября 2005 года перевод офиса завершен. Ожидается, что в 2006 году ВТБ выплатит в бюджет города свыше 1 млрд руб.

1 ноября 2004 года в Петербурге зарегистрирована компания "Газпромнефть", созданная для объединения активов "Газпрома" и "Роснефти", однако слияние не состоялось.

В конце 2004 года совет директоров ОАО "Совкомфлот" рекомендовал правлению перевести регистрацию компании в Петербург. 21 марта 2005 года гендиректор "Совкомфлота" Сергей Франк заявил, что перенос головного офиса из Москвы будет завершен к концу 2006 года. Компания принесет городскому бюджету около 500 млн руб.

26 декабря 2005 года общее собрание акционеров ОАО "Авиационная компания 'Трансаэро'" утвердило решение совета директоров о переезде из Орла в Санкт-Петербург. 18 января 2006 года компания перерегистрирована. В этом году налоговые отчисления "Трансаэро" составят около 250 млн руб.

19 декабря 2005 года оператор магистральных трубопроводов "Транснефтепродукт" объявил о смене прописки с московской на питерскую. Соответствующее решение принял единственный акционер Росимущество. Ожидаемые налоговые поступления – свыше 600 млн руб.

В декабре 2005 года в Санкт-Петербурге зарегистрирована нефтехимическая "дочка" "Газпрома" СИБУР, переехавшая из Салехарда и сменившая название на "СИБУР Холдинг". В 2006 году она принесет горбюджету более 2,5 млрд руб.

Продолжаются переговоры о переезде в город "Сибнефти", против чего протестует администрация Омской области. 9 февраля 2006 года президент компании Александр Рязанов подтвердил возможность перерегистрации в обмен на налоговые преференции. 11 февраля Валентина Матвиенко подтвердила возможность создания схемы, при которой часть налогов будет возвращаться компании в виде субсидий.

Источник http://www.kommersant.ru

Постоянный адрес новости http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=650336