Китайская CNPC признала бесплодность попыток выйти на российский нефтяной рынок самостоятельно. Компания решила приобрести «Удмуртнефть» (Ижевск, Удмуртия), принадлежащую ТНК-ВР, в альянсе с российской компанией. Наиболее вероятным партнером китайского нефтегазового концерна выглядит «Северо-западная нефтяная группа».

Китай давно предпринимает попытки выйти на нефтяной рынок России. В начале 2005 года CNPC претендовала на пакет акций «Юганскнефтегазa», затем были сделаны предложения по поводу приобретения пакета акций «Роснефти». Sinopec пыталась приобрести ряд активов ТНК-ВР (ОАО «Саратовнефтегаз», ОАО «Орскнефтеоргсинтез», ОАО «Оренбургнефтепродукт», ОАО «Нефтемаслозавод»), однако «Русснефть» обошла ее на финальной стадии конкурса.

 Российская нефтяная отрасль остается закрытой для иностранных инвесторов, считают китайские предприниматели.

«Если ты не сотрудничаешь с русскими, ты не можешь преуспеть в России», – прокомментировал представитель CNPC, пожелавший сохранить анонимность.

Руководство CNPC приняло решение найти партнера для того, чтобы получить доступ к рынку энергоносителей в России. В качестве первого объекта для приобретения компания назвала «Удмуртнефть», принадлежащую ТНК-ВР.

«Российские власти очень не любят отдавать нефтяные активы иностранцам. ТНК-ВР стала исключением. Покупка «Удмуртнефти» (Удмуртская Республика) китайцами должна быть одобрена сверху, что выглядит маловероятным», – считает аналитик Financial Bridge Игорь Васильев.

Ранее представители ТНК-ВР разослали потенциальным покупателям предложение поучаствовать в тендере на покупку «Удмуртнефти». Помимо китайской нефтяной компании, о заинтересованности в приобретении актива заявляли индийская ONGC, российские «Русснефть» и «Северо-западная нефтяная группа» (СЗНГ).

Крупные российские компании, такие как «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз» или принадлежащая «Газпрому» «Сибнефть» вряд ли примут участие в тендере. «Можно предположить, что «Татнефть» решит приобрести «Удмуртнефть». Но я в этом сомневаюсь, так как башкирская компания занята строительством НПЗ, у нее нет свободных средств», – считает аналитик Ray, Man & Gor Securities Антон Рубцов.

Шанс на то, что «Русснефть» решит выступить в союзе с CNPC, эксперты считают маловероятным. «Гуцериев заявлял, что намерен в 2006 году нарастить добычу нефти на 50%, до 25 млн тонн в год, – припоминает Игорь Васильев. – Приобретение «Удмуртнефти» позволит выполнить план почти наполовину. Думаю, что «Русснефть» предпочтет обойтись своими силами».

Партнером CNPC вполне могла бы выступить небольшая компания, и аналитики склонны оценивать альянс китайской компании с СЗНГ как вполне возможный. В российской компании подтвердили, что к ним обращались по поводу возможного партнерства.

«К нам поступали предложения от инвесторов», – заявила «Газете.Ru» вице-президент СЗНГ Юлия Созина, отказавшись дать более подробный комментарий, сославшись на конфиденциальность информации.

Закрытость СЗНГ не позволяет оценить ее перспективы как участника конкурса по приобретению «Удмуртнефти». «Для CNPC более логичным выглядит сотрудничество с крупной компанией, которая могла бы обеспечить поддержку официальных властей, – говорит аналитик «Интерфинтрейда» Ариф Зейналов. – Но реальные владельцы СЗНГ неизвестны, и вполне можно предположить, что их лоббистские возможности весьма сильны». Не исключено, что китайской корпорации вообще не удастся найти партнера, так как получить кредит для покупки «Удмуртнефти» могут даже средние по величине компании. «Заемные деньги сейчас очень дешевы, они небольшим структурам вполне по силам. Причем во многих случаях использовать привлеченные средства выгоднее, чем собственные», – заключает Антон Рубцов.

Источник http://www.gazeta.ru

Постоянный адрес новости http://www.gazeta.ru/2006/02/07/oa_187640.shtml