На прошлой неделе на официальном сайте президента и правительства УР был обнародован отчет об исполнении консолидированного бюджета Удмуртии на 1 января 2006 года.

 В 2005 году на территории Удмуртии собрано 46  млрд 249  млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на  17 млрд  158,5 млн руб. (37,1%) больше, чем в 2004 году. Сумма поступлений налогов в декабре увеличилась по сравнению с поступлениями в ноябре 2005 года на 691 млн рублей.Финансовые итоги года подведены, но республиканские власти продолжают вносить поправки в закон о бюджете уже прошедшего года – на днях президиум Госсовета УР назначил дату очередной сессии (28 февраля), где среди прочих вопросов повестки числится и проект закона о внесении изменений в бюджет 2005 года. Это будет уже третья правка основного финансового документа республики.
В двух словах итоги выглядят так: по сравнению с 2004 годом расходы консолидированного бюджета УР выросли на 15,8 процента, доходы – на 16,3 процента, профицит бюджета превысил полмиллиарда рублей. При этом «лишних» денег в казне не наблюдалось – остатки средств на бюджетных счетах на 1 января сократились на 1,434 млрд рублей. Начиная со середины года перед республиканскими властями в полный рост встала проблема возврата накопленного в прежние годы государственного долга Удмуртии. Об этом в верхах предпочитали не распространяться, но, судя по балансу, погасить в 2005 году пришлось порядка 2 млрд рублей долгов.
В результате возникла острая необходимость в новых заимствованиях. Однако борьба за размещение облигационного займа Удмуртской Республики на фондовом рынке завершилась к концу года весьма неоднозначно. Стремясь получить разрешительные визы в Москве для эмиссии облигаций, президент Удмуртии вынужден был признать еще одну крупную сумму госдолга – около 700 млн рублей, набежавших в качестве процентов и пеней по «гермесовскому» кредиту ОАО «Ижмаш», где Совет Министров Удмуртии выступал в свое время в качестве гаранта возврата средств. Сухой итог этой борьбы выглядит обескураживающе: 1 млрд рублей бюджет Удмуртии получит, разместив облигации, около 300 млн рублей составят купонные проценты по этому займу, еще 700 млн придется выплатить за «гермесы». Итого набегает те же 2 млрд рублей госдолга, от которого республика вроде бы только что избавилась.
В отличие от предыдущего, 2004 года основным налоговым доходом прошлого, 2005 года стал налог на прибыль, но сумма поступлений от ранее самого весомого налога на доходы физических лиц в структуре доходов бюджета Удмуртии отстает лишь на несколько долей процента. Оба эти налога дали две трети всех налоговых доходов консолидированного бюджета республики в 2005 году. Были в прошлом году и провалы. Так, суммы поступлений налога на имущество организаций сократились по сравнению с 2004 годом на 10,6 процента, а платежей за пользование природными ресурсами (в. т.ч. налога за землю) - на 30,4 процента.
В общей структуре доходов консолидированного бюджета Удмуртии серьезных изменений не произошло, самое большое отклонение от аналогичных данных за 2004 год показали неналоговые доходы. Причина – проходившая в прошлом году массовая распродажа муниципальной недвижимости. Доходы от приватизации находившихся в республиканской собственности акций, наоборот, упали по сравнению с данными позапрошлого года. Выросла с 2,559 до 2,719 млрд рублей сумма финансовой помощи из бюджета РФ.
Намного интересней сравнивать расходы. Здесь по отношению к 2004 году резко возросли прошлогодние затраты бюджета Удмуртии по трем расходным статьям: на правоохранительную деятельность (в 2 раза), сельское хозяйство (в 1,9 раза), транспорт и связь (в 5,2 раза). Динамика роста расходов в 2005 году по другим статьям выглядит более-менее адекватной сложившейся в республике ситуации: ЖКХ (+11%), образование (+26,7%), здравоохранение (+21,5%), культура (38,2%), социальная политика (+43,6%). Отдельно, как всегда, стоит рассмотреть лишь расходы на содержание органов власти и управления. В целом затраты бюджета на власть сократились по сравнению с 2004 годом почти на четверть (-24,5%), однако сокращению подверглись лишь органы местного самоуправления (ориентировочно примерно на треть). Расходы на содержание президента Удмуртии выросли на 26,5 процента, Госсовета Удмуртии - в 1,7 раза. Как республиканским властям удалось сократить финансирование местного самоуправления в условиях образования нового - поселкового уровня местной власти, остается только догадываться. Республиканским властям, правда, тоже есть, из-за чего таить обиду на федералов – по итогам года централизация бюджетных ресурсов с территории Удмуртии (с учетом возврата средств по линии субвенций, субсидий и трансфертов) увеличилась с 46,3 процента в 2004 году до 58,2 процента в прошедшем.


табл.