В прошлом году на страницах «Д» прошла серия публикаций о бытовых проблемах людей, проживающих в центральной части нашего города. Напомню, что разговор тогда шел об отсутствии почтового отделения, бань и хлебных (молочных) магазинов. За несколько месяцев, прошедших с момента публикаций, сдвигов в вопросе открытия  почтового отделения № 57 так и не произошло. Причина сложившейся ситуации банальна – нет средств. Точнее, нет средств у администрации Ижевска, и у руководства республики – то же. А Москва, на которую не без удовольствия ссылаются местные чиновники, вряд ли догадывается, что в каком-то Ижевске, всего за тысячу километров от столицы, люди вынуждены не ходить, а ездить несколько остановок за пенсией и даже конвертом.

Предварительный билет… в баню

Еще одна проблема – общественные бани, которые становятся недоступными простому люду. Благодаря поднятой «Д» «помывочной проблеме», специалистами администрации города был проведен мониторинг (модное, но не понятное большинству населения слово, обозначающее исследование или еще проще – проверку работы) городских бань. На листе бумаги в срочном порядке появились официальные цифры посещаемости жителями общественных парных заведений в зависимости от времени суток. Но одно дело бумага, и совсем другое – реальное положение дел.

С окончанием дачного сезона и наступлением осенне-зимнего периода любители парных процедур из частных бань потянулись в общественные, что, естественно, повлияло на количество. Желающих «погреть косточки» стало больше практически в два раза. Страдают в основном жители Октябрьского района, так как практически каждый третий дом в этой части города является полублагоустроенным, т.е. не имеет горячего водоснабжения.

После корректировки режима работы бани на 6-й Подлесной вместо прежних двух льготных сеансов для пенсионеров таковых стало три (в 12, 14 и 16 часов). Их стоимость 25 рублей, тогда как граждане трудоспособного возраста за полуторачасовое наслаждение русским паром платят 50 целковых.

Все бы ничего, и радоваться должны пенсионеры. Да вот незадача: чтобы сходить, к примеру, в баню в четверг, нужно еще в воскресенье, т.е. за четыре дня до предполагаемой помывки, отстоять огромную очередь и купить билет. Ну, чем не предварительная продажа билетов! Правда, до комиссионных сборов (за предварительность) пока не дошло. То ли еще будет.

Ближайший магазин – в соседнем квартале

Третья, не менее важная, нежели две предыдущие, проблема жителей центральной части города – отсутствие доступных магазинов, осуществляющих торговлю хлебобулочными изделиями и молочными продуктами. Напомню, что жители Бородинского округа обращались к администрации города с просьбой установить торговый павильон, специализирующийся на продаже хлеба и молока, а не напитков и сигарет. На это обращение был дан ответ за № 357 от 8.12.2005 г., в котором подробно объяснялось, в какие именно магазины должны ходить пенсионеры за хлебом и молоком. Причем (выдержка из официального письма) «на момент проверки в магазинах в наличии имелись в широком ассортименте (до 20 и больше – прим. авт.) хлебобулочных изделий, молочная продукция от разных поставщиков». Похоже на ярмарку, а не на прилавок обычного магазина, не правда ли? Естественно, в реальной жизни подобное великолепие бывает крайне редко. Да и незачем старенькому деду или бабульке 22 «наименования хлебобулочных изделия» в магазине, до которого нужно идти более 15 минут. Нашим старикам нужно-то всего ничего: «Мне б, доченька, буханочку черненького, да батон маломальский. Дешевенькие чтоб были. Да чтобы магазин был рядом. Идти-то, сама понимаешь, тяжеловато становится». Самый ближний из списка рекомендуемых администрацией магазинов находится по ул. Красногеройской, 14.

Из официального письма: «…действительно, в этом магазине, расположенном в непосредственной близости от вашего микрорайона, нет в продаже молочной и хлебобулочной продукции. УМП «Производственный трест банно-прачечного хозяйства», осуществляющий в данном магазине свою деятельность, обязался организовать продажу этих продуктов… Вопрос организации отдела по торговле молочными и хлебобулочными изделиями в магазине по ул. Красногеройской, 14 остается на контроле в администрации города». Под письмом подпись заместителя главы администрации города В. Н. Кузьмина.

С момента подписания этого официального ответа прошло почти два месяца. В минувшую субботу около шести часов вечера я попыталась купить хлеб или булочку к чаю в этом самом магазине по улице Красногеройской, 14, который так нахваливал господин Кузьмин. Подходя к магазину, я увидела лишь запорошенную снегом тропинку (значит, никто не проходил), а затем - и закрытую железную решетчатую дверь, что навеяло мысль о том, что магазин закрыт. И, наконец, когда я подняла глаза – обомлела окончательно. Оказывается, разрекламированный администрацией магазин банно-прачечного хозяйства в будние дни работает исправно «с 8 до 20», но вот в выходные дни у магазинчика – красные  (т.е. либо критические, либо нерабочие) дни. Так следовало из вывески. Пришлось идти в другой магазин из списка «рекомендованных». Им стал магазин ИП Ивакина, на улице Свободы, 171. Путь не ближний (около 10 минут быстрым шагом). Сильным оказалось не только мое желание «почаевничать», но и преувеличение ассортимента. Я пришла вовремя, батон, который мне продали, оказался последним!

Примерно такими же «зигзагами» ежедневно ходят за товарами первой необходимости жители улиц Бородина, Свободы и Вадима Сивкова. На просьбу установить торговый павильон – они получили отказ. Причин несколько, правда, все неофициальные (официально – в районе благополучная обстановка с торговлей товарами первой необходимости).

Итак, первая причина – киоск-павильон не вписывается в местную архитектуру, так как по этим улицам возят экскурсии (!) в музей Калашникова. Странно: стыдно за киоск, но не стыдно за руины в нескольких десятках метров от музея.

Во-вторых, администрация города взяла установку на постепенный отказ от установки таких торговых точек, как киоски и павильоны, торгующие хлебом и молоком, из-за большого количества нарушений санитарных норм (нет санузлов и биотуалетов). Между тем  в городе, при участии руководства города, как грибы, появляются не киоски, а скорее, будочки по продаже «чистой воды», очень похожие на афишные тумбы, в которых не только биотуалет и раковина, но и продавщица размещается с трудом.

У нас, как в сказке: скоро слово сказывается, да не скоро дело делается…И придется жителям центральной части города существовать в ожидании лучшей доли (появления почтового отделения, доступных магазинов и бань), как в сказке, – тридцать лет и три года.

Татьяна Кузнецова