В святой праздник - День Победы - в Камбарке произошла трагедия. По вине военного погиб молодой парень, надежда республиканского спорта Саша Вуколов. Произошло это на центральной площади Камбарки при большом скоплении жителей. «Мы все ждем какой-то угрозы, боимся террористов, а здесь у нас люди, призванные нас защищать, подвергают наши жизни и жизни наших детей смертельной опасности ради шутки», - говорят камбряки. В глазах жителей этого города обреченность, они считают, что дальше будет только хуже. Штатские боятся военных, по их словам, управы на людей в погонах нет. Прошло всего несколько месяцев после смерти Саши, а «салюты» военных продолжаются.

 

Этот День Победы

Около одиннадцати часов вечера почти все население небольшого городка собралось возле администрации Камбарки. Празднование Дня Победы подходило к концу, участники торжеств готовились к финальному шествию с зажженными свечами к памятнику павших во время Великой Отечественной Войны. Вдруг кто-то запустил сигнальную ракету. То, что это не китайская петарда, большинство жителей определили сразу. Вокруг городка много воинских частей и подобные «салюты» запускают часто, так что характерные звуки при  запуске жители уже узнают. Первый сигнал улетел за здание администрации. Некоторое время спустя произошел еще один запуск. Ракета с оглушительным свистом полетела в толпу. Во время движения «большой огненный шар» на мгновение ослепил и опалил волосы сразу нескольких участников народного гуляния. Раздался женский визг,  крики. Из показаний свидетеля Максима П., друга погибшего мальчика: «Мы с Сашей Вуколовым находились в центре площади. Он шел чуть впереди меня. Неожиданно мимо меня на уровне глаз пролетело что-то яркое и на мгновение ослепило меня. Восстановив зрение, я увидел, что Саша лежит на асфальте». Мальчик дотронулся до плеча друга, перевернул его на спину. Саша был без сознания. Тело сотрясали конвульсии. Пятно крови растекалось на асфальте. Максим по мобильному телефону вызвал скорую помощь. Позже выяснится, что весь район обслуживает только одна карета скорой помощи и в момент вызова она находилась далеко, в деревне Балаки. На месте происшествия толпился народ, несколько человек пытались оказать первую помощь подручными средствами. «В области левого уха у парня была обнаружена обширная рана неправильной формы с частичным отрывом ушной раковины. Вторая рана в области носа, нос был полностью разрушен. Из обеих ран наблюдалось обильное кровотечение», - показал один из свидетелей. Так и не дождавшись скорой помощи, двое мужчин погрузили мальчика в  свой автомобиль и увезли в Камбарскую районную больницу. 

10 мая в больницу прибыли челюстно-лицевой хирург и нейрохирург из Ижевска. Они провели операцию, в ходе которой окончательно остановили кровотечение, удалили осколки верхней и нижней челюсти, наложили шины. Но состояние Саши ухудшалось, и в ночь на 11 мая он умер.

 

«Салют» подполковника

Подполковник Сергей Макогонов, работающий на ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» (под этой непонятной аббревиатурой скрывается известный жителям Удмуртии объект/завод по уничтожению химического оружия) начал праздновать День Победы в кругу семьи. Ближе к вечеру супруги с детьми пошли поздравить с праздником своего давнего друга, сотрудника Камбарского РОВД Б-ва. Употребив спиртное, мужчины решили в честь даты запустить салют. Глава семьи Б-ых завел свой «Москвич-412» и вместе они поехали на территорию 136-й военной базы, домой к Макогонову, за «салютом». Заехав за женами, все вместе отправились на центральную площадь. Площадь была заполнена людьми, было много общих знакомых. Макагонов достал из пакета ракету и запустил ее. «Что ж вы делаете?!! Здесь же люди!!!», - возмутилась рядом стоявшая женщина. Мужчин это не остановило. Макогонов запустил вторую ракету, которая и попала в Сашу. Подполковник с площади ушел домой, а его друг Б-ов остался. Когда к Б-ву подошел сотрудник милиции, тот сказал, что про запуск ракет ничего не знает.

Территория происшествия была оцеплена милицией. На месте, где находились Макогонов и Б-ов, обнаружили инструкцию по применению сигнала химической тревоги СХТ-40, упаковку и части ракет.

***

Во время следствия Макогонов свою вину отрицал. Следователям рассказал, что запускал петарды, на которых были написаны иероглифы. Он объяснил, что 10 января 2006 года вечером возвращался с работы, в это время к нему обратились двое «командировочных» и попросили резиновые трубки системы охлаждения для автомобиля, так как из-за сильных морозов они у них полопались. Он помог мужчинам, имена, адреса и внешний вид которых не помнит. Передал им трубки, после чего они в качестве вознаграждения подарили ему петарды, из которых он и устраивал салют. Макогонов не признался, что запускал сигналы химической тревоги в День Победы и в том, что хранил их дома.

***

Конечно, можно предположить, что трагедия стала результатом  страшного стечения обстоятельств, что ракета действительно произвольно изменила траекторию полета. Но есть одно обстоятельство, которое необходимо указать. «20 апреля 2005 года и 10 февраля 2006 года начальником лаборатории подполковником Макагоновым С.Г. проведены испытания отобранных в соответствии с актами отбора проб № 5 от 20 апреля 2005 года и № 1 от 10 февраля 2006. По результатам испытаний 10 февраля 2006 года за подписью начальника лаборатории подполковника Макагонова С.Г. выполнена запись о том, что «траектория полета светового и звукового сигнала ракеты изменчива (непредсказуема). Изделие не соответствует чертежу № 5222 «7», - записано в складском формуляре СХТ-40 партии ХХХ 1991 года выпуска, той самой партии, которую запускали 9 мая 2006 года.

 

Суд

Это происшествие взбудоражило маленький удмуртский городок. Горожане хотели присутствовать на каждом судебном заседании по этому делу. В день суда у КПП воинской части собрались жители. На территорию, где и должно было состояться заседание Ижевского гарнизонного суда, их не пускали. Военные объяснили это решением судьи. Адвокат потерпевшей стороны Елена Михалева попросила судью пропустить жителей, тот не отказал, но по неизвестным причинам камбряков так и не пустили. Во время суда подполковник, по слова адвоката, вел себя очень уверенно, если не сказать нагло. Но как только начал говорить потерпевший глава семьи Вуколовых, «голова Макогонова начала опускаться все ниже и ниже». Тем не менее, вину свою подполковник не признал.

21 сентября Ижевский гарнизонный суд признал Сергея Макогонова виновным в причинении смерти по неосторожности, (ч.1 ст. 109 УК РФ), на основании чего лишил его свободы, назначив наказание в виде колонии-поселении сроком на полтора года. В зале суда подполковника взяли под стражу. До вступления приговора в законную силу он будет находиться в следственном изоляторе Ижевска. Родителям Саши осужденный выплатит 200 тысяч рублей морального ущерба.

На данный момент приговор в законную силу не вступил. Стороны вправе его обжаловать.

 

(врезка)

Справка

Источник: «Сборник материалов по вопросам хранения химического вооружения и имущества»

Полное название сигнала химической тревоги: 40-мм реактивный сигнал химической тревоги (далее СХТ-40), предназначен для подачи звукового и светового сигнала о применении противником отравляющих веществ. СХТ-40 состоит из вышибного заряда, сигнальных звёздок,  реактивной части, тёрки, шнура, сигнального блока и замедлителя. Все указанные составляющие расположены внутри пусковой трубы. Трубка длиной 25-30 мм, диаметром 40 мм. Корпус пусковой трубы изготовлен в равных частях из твердого картона и металлической части. […] При запуске СХТ-40 берется в левую руку, при этом пусковая трубка находится на уровне груди запускающего, верхняя часть сигнала направляется вверх. […] При выдергивании шнура происходит щелчок, после которого составляющие элементы сигнала поднимаются в воздух на высоту не менее 200 метров, как указано в вышеназванном «Сборнике», видимость сигнала не менее 800 метров. При вылете составляющие сигнала не видны, они зажигаются, находясь уже непосредственно на высоте. Всего зажигается не менее пяти огней красного цвета. […] Меры предосторожности по использованию СХТ-40 говорят о том, что сигнал категорически запрещается направлять в сторону людей, также в инструкции по применению указывается, что «сигнал представляет собой готовый выстрел и обращаться с ним следует как с заряженным ружьем. Падающие детали после выстрела могут быть убойными».

Статья 129. Условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях (Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 года)

1. В колониях-поселениях осужденные к лишению свободы: а) содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения; в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах территории соответствующего административно-территориального образования, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением; могут носить гражданскую одежду; могут иметь при себе деньги и ценные вещи; пользуются деньгами без ограничения; получают посылки, передачи и бандероли; могут иметь свидания без ограничения их количества; б) проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях. Осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади на территории колонии-поселения или за ее пределами. Указанные осужденные обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц. […]