23 сентября в Ижевске (Удмуртия) появилась новая  улица – улица Улиток («УУ»). Она немного необычная, представлена в виде бесконечной спирали, спроектированной по принципу «УЛИТарного» искусства. В Ижевске УЛИТарное направление в искусстве создано в рамках сетевого марафона культурных событий для генерации свежих идей и активизации публики. В своем особом названии оно заключает два смысла – улитка и элита. Основной принцип этого искусства содержится в программном изречении: «вселенная – это бесконечная улитка».

Нареченными «папой» и «мамой» ижевской экзотики выступили архитектор Юрий Дремин и журналистка Дина Байкова. Они, подобно Льюису Кэрроллу, предлагают нам нырнуть в глубокую нору и посетить Страну чудес, увидеть зеркальное отражение мира: «Мы предлагаем всем креативным людям проявить себя и встать с ног на голову, попробовать найти новый стиль, выразить себя, сделать шаг вперед, - говорит Юрий Михайлович, - и поможет сделать это улитка-волшебница. Она взмахнет волшебной палочкой и превратит весь мир вокруг в одну большую улитку».

Подобные превращения начались 23 сентября на открытии арт-фестиваля «УУ» в Республиканском музее изобразительных искусств. Утром здесь собрались яркие представители молодежной субкультуры, которые отправились в арт-поход по улицам Ижевска в поисках УЛИТарных символов. Оставшиеся ваяли на месте из подручных материалов. Результатом их работы стали огромная улитка из пластиковых бутылок и маленькие улиточки из воздушных шариков и целлофановых пакетов, они-то и украсили парадное крыльцо музея.

При помощи кистей, красок и фломастеров в скором времени появились художественные произведения, прославляющие маму-улитку. Юные архитекторы из студии «Караколь» создали в своем неповторимом стиле памятник пернатой улитке – «Кецальпапалотлю», богу древних индейцев. Глядя на их полотно, невольно впадаешь в транс - настолько велико гипнотическое влияние бесконечных символов и спиралей.

Официальное открытие арт-фестиваля началось в 13.00. К этому времени на «УУ» уже было очень людно, несмотря на это, гости-улитки чувствовали себя как дома. При входе им выдали паспорта, в которых была указана цель пребывания и чернилами вписан портрет владельца. Среди почетных гостей из администрации города не было никого: «Вице-мэр Сергей Протозанов и глава администрации Октябрьского района Сергей Стыценко, к сожалению, до нас не доползли,  - сделал вывод ведущий. – Но ничего страшного, это нам не помешает насладиться высоким искусством».

Наслаждение проходило в два этапа: сначала знакомились с художественными экспозициями, а вслед за этим посещали мастер-классы. Наибольший интерес был проявлен к мастерской «Мьюзик-хоум», в которой создавались музыкальные портреты людей. Для того чтобы услышать электронный вариант музыки своей души, нужно было в микрофон произнести имя и год рождения. В итоге получалось неподражаемое музыкальное произведение: замиксованные звуки бушующего океана, космического корабля, бороздящего звезды, и неукротимого горного потока.

Наряду со зрелищной программой на «УУ» проходили конкурсы для интеллектуалов. Так, например, для того чтобы попасть в комнату ужасов и уличить свой страх, нужно было прослушать лекцию профессора Тупицына о том, из чего состоит тело улитки: «Все знают, что у улиток нет носа, поэтому они… - начал  профессор, - правильно, не умеют в нем ковыряться…»

Затем он показал, как выглядит улитка сверху, сзади, спереди, и продемонстрировал зрителям, как она ползает. Профессор Глупов, в свою очередь, показал, как правильно давить желудевых улиток, и объяснил, что «искать смысла в улиточном искусстве не стоит, потому что его там просто нет».

Пока гости слушали лекции, в холле музея открылась УЛИТарная парикмахерская, где за определенную плату предлагали сделать любимую прическу улитки. В это время в Домике УЛИТарной поэзии создавались «улитические» произведения, в которых молодые поэты на все лады прославляли уникальную улитку, по их скромному мнению, являющуюся родоначальницей мировой поэзии.

Ближе к вечеру торжество переместилось в Дом архитектора, на фасаде которого установили красочный памятник Улитке, а все присутствовавшие решили - отныне называть эту улицу не Советской, а Улитарной…

 

P.S. От себя хочется добавить: все, что происходило в эти выходные на «Улице Улиток»,  мне напомнило  психологический тест Роршаха, в котором одни видят кляксы, другие – целый мир удивительных  картинок. Одни  досидят от силы до середины сеанса, другие смотрят это по нескольку раз. Впрочем, сравнения с тестом Роршаха явно недостаточно. Надо еще понять, что стоит за всеми этими картинками, какая сила приводит их в ритмичное движение, связывает между собой в единое целое и вновь разбивает на бесконечное количество отражений. Поэтому сущность арт-фестиваля Юрия Дремина и Дины Байковой надо попытаться объяснить хотя бы для того, чтобы их глазами посмотреть на мир и попытаться, пока, может быть, еще не поздно, изменить  его  к  лучшему.