Знают – 16 процентов, что-то слышали – 20. Таковы итоги соцопроса, опубликованного на прошлой неделе Фондом «Общественное мнение», поинтересовавшегося у россиян о том, что они знают по поводу социальной программы, озвученной президентом Путиным 5 сентября на совместном заседании правительства, руководства Федерального Собрания и президиума Госсовета РФ.

фотоКак это ни странно, но при всем старании федеральных телеканалов подавляющее большинство граждан не заметили объявленной на всю страну смены курса главы государства. Возможно, сказался традиционный скептицизм населения ко всему, что говорится властями. Левым партиям переход Путина на их электоральное поле невыгоден по политическим соображениям, а правым непросто будет пережить возврат к методам управления с элементами, знакомыми по временам социализма. Например, объявленное в понедельник решение о замораживании цен на топливо ведущими нефтяными компаниями страны вполне укладывается в русло нового социального курса президента Путина.
Показателен момент времени, выбранный Путиным для декларации необходимости поворота влево – ровно за неделю до годовщины его же заявления о смене порядка назначения руководителей субъектов РФ. И в те же дни, сначала на встрече с западными политологами, а потом в различных комментариях прессе, президент России теперь, видимо, уже окончательно развеял пересуды по поводу своего третьего срока. Путин не будет искать правовые лазейки для своего очередного переизбрания президентом России. И не будет инициировать изменения Конституции РФ, а это значит, формально государственное устройство страны останется в нынешнем виде. Владимир Путин хочет уйти красиво, но не как Ельцин, потому что ему еще только скоро исполнится 52, а не 68, как было первому президенту России в момент досрочной отставки.
Путин тоже может уйти досрочно, положив конец политическому циклу, сложившемуся из-за досрочной отставки Ельцина, когда промежуток между выборами в Госдуму РФ и выборами Президента РФ составляет всего три месяца. Но в результате этого цикла раз в четыре года страна впадает в шестимесячную избирательную кампанию. Уйти красиво, чтобы остаться, Путин может только одним способом – начав масштабные социальные перемены, во главу которых будет поставлено не абстрактное для большинства «удвоение ВВП», а реальный рост благосостояния. Времени для проведения этой работы осталось мало – всего два года, поскольку первые серьезные результаты должны появиться до начала выборов депутатов Государственной Думы России осенью 2007 года.
Проведение такой политики из одной только Москвы невозможно. И в этой связи возникает тема прямой причастности руководителей регионов к росту благосостояния населения в их «зонах ответственности». Многочисленные слухи, приходящие из столицы, о том, что через два месяца начнется масштабный анализ ситуации по регионам, могут иметь под собой основание. Без компетентных управляющих регионами достижение целей, поставленных президентом Путиным, невозможно. Достаточно сравнить позиции, которыми обладала та же Удмуртия в 1993 году, когда во главе Совета Министров УР встал нынешний президент республики Александр Волков, и то, в каком плачевном состоянии находится экономика и казна Удмуртии сегодня, после 12 лет его правления. Сегодня Удмуртией правит уже даже и не президент Волков (он-то на прошлой неделе взял и ушел в отпуск в самый разгар полевых работ, подготовки к зиме и традиционного обострения всех социальных процессов), а некий триумвират в лице самого Волкова, премьера Питкевича и предпринимателя Осколкова. Чем занят сейчас этот управленческий «мозг», ни для кого не секрет: пытается приватизировать под свои нужды последние наиболее ликвидные предприятия и отрасли, скупает за бесценок для последующей перепродажи недвижимость и землю, осваивает бюджетные средства через свои фирмы на государственных и муниципальных тендерах, капитальное строительство и поставку техники для села. У них свое собственное видение того, с чем они должны встретить рубежный 2007 год. Удмуртия под их руководством точно встретит его ни с чем.
Смена курса, о котором объявил в сентябре президент Путин, останется под вопросом без радикального обновления власти в регионах. Это, надо полагать, понимают и в Кремле. Прокремлевский политолог Глеб Павловский в недавнем интервью … согласился: «…Пока наша политика остается разорванной, и президент не имеет политических коммуникаций (…) со средними городскими слоями, с новыми социально-адаптированными группами, число которых за годы президентства (Путина) выросло практически до 50 процентов населения. Но политической коммуникации с ними у президента нет. Партийная система в ее прежнем виде этих коммуникаций не создавала. И соответственно президент в значительной степени изолирован номенклатурой...».


цитаты

Владимир Путин подтвердил, что ни при каких обстоятельствах не будет изменять Конституцию России. «Я считаю, что самым главным элементом в укреплении российской государственности на сегодняшний день является стабильность. Стабильность в стране, в обществе не может быть обеспечена другим путем, кроме как стабильностью законодательства и основного закона страны - Конституции. Поэтому ни при каких обстоятельствах менять Конституцию я не намерен», - сказал Путин в интервью американскому телеканалу «Фокс Ньюс». «Вы хотите, чтобы я поклялся на крови и в сотый раз повторил то, что сказал уже 99 раз. Я думаю, что я достаточно четко сформулировал свои ответы на предыдущие вопросы. Этого достаточно», - заявил глава российского государства.
РИА «Новости», 18 сентября


«Политика Путина в начале сезона, его действия направлены на построение новых прямых коммуникаций, создание политических команд, которые будут связывать его с классами и слоями его поддержки. Такой командой, безусловно, стала новая система выборов губернаторов. Я постоянно обращаю внимание на то, что в новой системе главное не способ избрания губернаторов, а изменение самого сообщества губернаторов как корпорации. Они превращаются, независимо от того, приходят они из прежнего губернаторского сословия или из других кругов, в членов политической команды президента, которые приходят к власти вместе с президентом и уходят из нее вместе с президентом…».
«В течение этого сезона, я думаю, завершится превращение Путина из очень популярного президента в крупнейшего из политических лидеров России. То есть он приобретет лидерскую политическую позицию, независимую от его президентской позиции, и в этом качестве он и встретит следующий цикл федеральной службы. Что касается операции «Преемник», я уже несколько раз говорил: это исключено. Эта политическая конструкция повторению не подлежит, она невозможна для повторения. То есть Путин мог бы прибегнуть к этому сценарию, только если бы хотел политически покончить с собой, но он не самоубийца. В этом смысле фамилии, которые в этой связи называются, даже в тех случаях, когда эти фамилии приятны для тех, кому они принадлежат, они не имеют шансов быть предложенными в качестве преемников».

Глеб Павловский


Соцопрос

5 сентября 2005 года В. Путин выступил перед Правительством РФ, руководством Федерального Собрания и членами президиума Госсовета с новой социальной программой. Несмотря на широкий резонанс, который получила эта речь президента в СМИ, на важность поднятых тем для широких слоев населения, само население оказалось не очень осведомленным о программном заявлении главы государства. Знали о нем всего 16 процентов опрошенных, «что-то слышали» – 20 процентов; без малого две трети (63 %) – ничего не знали и не слышали.
Большинству респондентов, знавших о выступлении В. Путина, оно понравилось (64% от числа информированных, или 23% от всех опрошенных). Особенно запомнились россиянам те моменты в выступлении президента, где он говорил о повышении зарплаты врачам, работникам бюджетной сферы, учителям, научным сотрудникам, о мерах, призванных повысить уровень жизни многих людей (эти аспекты упомянули 13 % опрошенных, отвечая на соответствующий открытый вопрос). На другие пункты программы, не связанные напрямую с выплатой «живых денег», россияне обратили гораздо меньше внимания. По 1 проценту опрошенных запомнили, что В. Путин обещал сделать доступным ипотечное кредитование, уделить повышенное внимание сельскому хозяйству, провести масштабную газификацию сельской местности, модернизировать школьные классы, обеспечив их доступ к интернету.
Новый масштабный национальный проект, обнародованный В. Путиным, включает в себя и другие задачи, не привлекшие внимание респондентов. Чтобы узнать мнение россиян об актуальности инициатив президента, им предложили список основных тезисов его речи и спросили, какие из поставленных В. Путиным задач они считают наиболее важными. Почти половина опрошенных (48 %) отметили в качестве наиболее важной задачи обеспечение дешевых, доступных кредитов для покупки жилья. На втором месте по актуальности также оказалось обеспечение дешевых кредитов, только уже для развития сельского хозяйства (35 %). Третье место в рейтинге приоритетов делят оснащение 10 тысяч поликлиник новым оборудованием (29 %) и газификация сельских районов (27 %). Каждый пятый называет среди наиболее актуальных задач повышение зарплаты врачам на 10 тысяч рублей (21 %) и строительство новых центров высоких медицинских технологий в регионах (20 %). Инициативы, связанные с наукой и образованием, нашли меньший отклик в сердцах россиян: 13 процентов отметили необходимость оснастить школы интернетом, 8 процентов – повысить до 30 тыс. рублей зарплату научным сотрудникам РАН, а 4 процента сочли приоритетным строительство новых университетов в Сибирском и Южном федеральных округах.
Участников опроса попросили также оценить реалистичность этих планов, ответив на вопросы о том, какие из поставленных В. Путиным задач правительству удастся, а какие – не удастся решить в ближайшее время. Наиболее оптимистично россияне оценили перспективу оснащения школ интернетом. Радикальное повышение зарплаты врачам они также склонны считать осуществимым в скором будущем. А вот планы строительства новых университетов и медицинских центров чаще представляются им утопическими, чем реалистичными. Скептицизм преобладает и в оценках перспектив решения тех задач, которые видятся опрошенным наиболее важными: обеспечение дешевых кредитов на покупку жилья и развитие сельского хозяйства.