В июле 2003 года ИА REGNUM опубликовало памятку по борьбе с градостроительным произволом, подготовленную в аппарате Госстроя России. Прошло два года. На сцене противостояния москвичей и строительных компаний появились две политические организации, осуществляющие поддержку инициативных групп москвичей: Комитет защиты москвичей (КЗМ) - партия "Яблоко" и Комитет защиты прав граждан (КЗПГ) - КПРФ. Созданная гораздо позже КЗПГ сразу сконцентрировалось на юридической поддержке инициативных групп. Проанализировав успешный опыт москвичей по защите своих законных прав, а также изменения законодательства, юристы КЗПГ подготовили памятку под названием "Этапы борьбы с градостроительным произволом". ИА REGNUM публикует этот документ.

ЭТАПЫ БОРЬБЫ С ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОЛОМ

(Памятка для москвичей)

При появлении информации о стройке, которая, по мнению жителей, нарушает их гражданские права, среду жизнедеятельности, условия проживания в районе, необходимы активные действия граждан для защиты своих прав. Рассмотрим основные этапы.

I. СОЗДАНИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ

Необходимо провести сход, собрание жителей микрорайона, выступающих против строительства. На собрании должна быть организована инициативная группа, которая будет отстаивать права жильцов. Формируется руководящий состав группы, все решения схода, собрания протоколируются. Копия протокола передается в Управу района. На копии, которая остается у инициативной группы, должны быть проставлены штамп или виза лица, принявшего документ в канцелярии, и дата принятия документа.

II. ПОДГОТОВКА ЗАПРОСОВ И ОБРАЩЕНИЙ В ОРГАНЫ ВЛАСТИ

1. Какую информацию запрашивать в организациях и ведомствах

Необходимо срочно подготовить запросы в органы власти города Москвы. Запросы составляют руководители инициативных групп. На титульном листе следует оставить координаты ответственного представителя инициативной группы (адрес, телефон). Желательно, чтобы в Вашем письме было больше подписей жителей. Во все инстанции следует делать по две копии письма, чтобы один экземпляр хранился в Вашем архиве документов. Доставку письма можно осуществлять - как по почте (обязательно - с уведомлением о вручении), так и лично. Второй вариант более предпочтителен. Одну копию письма у Вас заберут в окне приема корреспонденции или в канцелярии ведомства, вторую - завизируют, проставят штамп и вернут. Подача запросов для получения информации о предстоящем строительстве крайне необходима, так как власти пытаются скрывать ее от жителей, из-за того, что при принятии решения о строительстве часто отсутствует необходимая для этого по закону исходная документация.

Рассмотрим общую ситуацию, когда жители узнают о распоряжении или постановлении властей о строительстве в своем дворе. Ниже представлена таблица с наименованием ведомств и первоначальной постановкой вопросов.

ВЕДОМСТВО

ВОПРОС

 

 

Правительство Москвы, (ул.Тверская, 13, 5-ый подъезд -окно приема писем от населения), Префектура Административного Округа, Управа района

Имеется ли в наличии документация, определяющая строительство? Поступал ли в управу района АРИ (акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка)) по адресу:<...... >? * Публиковалось ли постановление правительства Москвы (о строительстве), на которое ссылается застройщик - в официальных печатных изданиях правительства Москвы?**

Департамент Земельных Ресурсов города Москвы (ул.Бахрушина, д.20) Руководитель Дамурчиев Виктор Назарович

Какие земельно-правовые отношения имеют место по адресу:<....>?

Объединение Административно-Технических Инспекций (ОАТИ) города Москвы (ул.Малая Коммунистическая, 6) Руководитель Ищенко Иван Сергеевич

Просим сообщить информацию по оформлению ордеров на ведение работ по адресу:<...>?

Инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора (ИГАСН) города Москвы (ул.Брянская, 9) Руководитель Зайко Анатолий Николаевич

Выдавалось ли Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора города Москвы разрешение на ведение строительно-монтажных работ по адресу:<....>?

Управление по технологическому, экологическому и атомному надзору по городу Москве (ул.Волхонка, д.11, стр.5)

Проводилась ли Государственная Экологическая Экспертиза по адресу <....>?

Главное Управление МЧС России по г.Москве (ул.Тверская, д.8, стр.2) Руководитель Елисеев Александр Михайлович

"Вопрос формулируется в зависимости от сложившихся условий конкретно по Вашему адресу. В частности, можно обратить внимание, не мешает ли строительство по адресу <...> проезду к Вашему дому машин аварийной и технической помощи"

Мосгосэкспертиза (2-я Брестская ул.) Руководитель Анатолий Леонидович.Воронин

Поступала ли в Ваше ведомство на утверждение и согласование документация по строительству по адресу: <....>?

Москомархитектура (Триумфальная пл., д.1) Руководитель Кузьмин Александр Викторович

На какой стадии разработки находится градостроительное обоснование ведения строительных работ по адресу: <....>?

Территориальный отдел Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (в каждом административном округе Москвы свой отдел)

Запрашивала ли Управа района или Префектура административного округа разрешение на ведение строительных работ по адресу: <....>?

Муниципальное собрание района (Муниципального образования)

Письмо на имя Председателя Муниципального Собрания: Просим Вас провести открытое заседание муниципального собрания с приглашением на него представителей инициативной группы и постановкой на голосование вопроса об отношении депутатов к строительству по адресу: <...>, с которым не согласны большинство жителей района. Просим представить инициативной группе копии протоколов голосования депутатов и резолюцию данного заседания.

* - После разработки градостроительного обоснования Москомархитектурой будет оформлен АРИ (Акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка)) для осуществления строительства. В управу района будет представлен оформленный АРИ. С января 2005 г. Москомархитектурой ИРД (исходно-разрешительная документация) на капитальные объекты не выпускается.

** - Это необходимо для того, чтобы документ был полностью легитимным.

2. Что делать после получения первых ответов

Ответы на запросы определяют дальнейшие действия инициативной группы. Скорее всего, потребуются дополнительные обращения к властям, подготовленные на базе полученных сведений. Например, если по адресу строительства не проводилась Государственная Экологическая Экспертиза, отсутствуют другие необходимые согласования, следует продумать возможность обращения в Прокуратуру Москвы для проведения мер прокурорского надзора и контроля за строительством. Можно просить Прокуратуру обратиться в суд по вопросам защиты конституционных прав жителей и отмены постановления о строительстве, нарушающего эти права.

Если жителям позволяют финансовые возможности, то инициативная группа может продумать вопрос работы с адвокатами для подачи самостоятельных исков в судебные инстанции. Однако, это связано с большими расходами, а ввиду фактической ангажированности столичной судебной системы, выиграть дело в пользу рядовых москвичей практически не реально. Суды и органы правопорядка получают дополнительное финансирование от Правительства г.Москвы, так что возникают большие сомнения в их независимости при принятии решений по жалобам жителей на действия московских властей.

Обращение в Муниципальное собрание (МС) является обязательным фактором для отстаивания прав и защиты жителей, так как решение депутатов влияет на дальнейшее развитие ситуации. При поддержке местного депутатского корпуса жителям проще составлять и отправлять запросы в разные инстанции властей. Если МС выступает против решения схода или общего собрания жителей района, протестующих против строительства, то каждый житель должен составить жалобу на на неправомерное коллегиальное решение органа местного самоуправления в порядке гл.25 ГПК РФ. Текст жалобы приводится ниже.

В <наименование суда> районный суд г.Москвы

<адрес суда>

от Иванова И.И., проживающего по адресу___________и

Сидорова С.С., проживающего по адресу:____________

Почтовый адрес:<Индекс, Улица д.___,

кв.___, Сидорову С.С.>,

Контактный тел.__________

Ответчик:Муниципальное Собрание муниципального

образования <наименование муниципального собрания>,

<адрес муниципального собрания>

ЖАЛОБА

на неправомерное коллегиальное решение органа местного самоуправления в порядке гл.25 ГПК РФ

Мы, ознакомившись с распоряжением (или постановлением, в Вашей ситуации) Правительства Москвы от <номер, дата> выразили свое несогласие с предполагаемым строительством подписями под протоколами собраний жильцов, обращениями совета инициативных групп от <дата> и <дата> на имя руководителя муниципального образования, лично депутатам на собраниях, прошедших <дата>, ...,<дата>

В соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 г. №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (действует до 1 января 2006 г.) Закона г.Москвы от 6 ноября 2002 г. №56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" муниципальное собрание муниципального образования как выборный орган местного самоуправления обязано принимать решения, исходя из интересов населения муниципального образования.

Считаем, что решение муниципального собрания муниципального образования <наименование Собрания> от <дата> №... "О строительстве жилых домов по адресу :<...> ",..., от <дата>. №.... выносилось без учета мнения жителей прилегающих домов, что противоречит законодательству РФ.

ПРОСИМ:

1. Обязать Муниципальное Собрание муниципального образования <наименование собрания> устранить в полном объеме допущенное нарушение наших прав - отменить решения Муниципального Собрания от <дата>. №...,...., <дата> №....

2. приостановить действие решения (это очень важно!) муниципального собрания до вступления в законную силу решения суда.

Приложение:

1.Протоколы создания инициативных групп жителей

2.Протокол создания совета инициативных групп

3.Письмо на имя председателя муниципального собрания от <дата>

4.Решение муниципального собрания от <дата>

5.Ответ руководителя муниципального образования от <дата>

6.Заявление руководителю муниципального образования от <дата>

7.Решение муниципального собрания от <дата>

8.Копия жалобы

9.Квитанция госпошлины (100 р., банковские реквизиты районного суда)

III. ДЛЯ САМОЗАЩИТЫ НЕОБХОДИМЫ ХОРОШО СКООРДИНИРОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЖИТЕЛЕЙ

Для успешной защиты своих прав жители должны быть хорошо организованы. Только при совместной поддержке друг друга можно достичь результатов. Неизбежно, встает вопрос о первостепенной роли системы местного самоуправления. В Муниципальные Собрания должны избираться жители района, которые, на деле, защищают интересы своих соседей. На основании имеющегося опыта на выборы в МС не целесообразно участие представителей государственных или бюджетных организаций на территории района, находящиеся под непосредственным влиянием вышестоящих исполнительных структур городской власти. Например, директоров школ, главных врачей поликлиник, работников службы социального обеспечения, работников управ, деятельность которых прямо зависит от местных районных руководителей.

Поэтому к вопросу выборов депутатов МС жители должны подходить ответственно и серьезно. Следует подчеркнуть известный фактор: система отзыва избирателями депутатов любого уровня в РФ в настоящее время не функционирует. Жалоба на неправомерное коллегиальное решение органа местного самоуправления в порядке гл.25 ГПК приведена в разделе II.2

1. Территориальное Общественное Самоуправление (ТОС) - базовый фактор Системы Местного Самоуправления

Одной из важных форм самоорганизации жителей является Территориальная Община (ТО). ТО - добровольная некоммерческая организация и юридическое лицо без обязательного членства, объединяющая жителей "на основе общности интересов для решения вопросов организации своей жизни". ТО создается гражданами, проживающими на одной территории для решения вопросов местного значения, для защиты интересов жителей этой территории, для общественного контроля за деятельностью властей всех уровней на данной территории. В Москве существует Ассоциация ТОС, в состав которой входят общины, активно отстаивающие права своих жителей.

2.Акции протеста необходимы для изложения позиций и требований граждан к власть имущим, предания информации широкой огласке через СМИ, Интернет.

Важнейшим фактором в организации защиты прав жителей являются организованные акции протеста, цель которых - показать властям общность интересов жителей дома, квартала района. Собрания, митинги, пикеты должны проводиться с максимальным привлечением внимания со стороны Средств Массовой Информации (СМИ). Мероприятию следует придавать широкую огласку, посредством раздачи и расклеивания листовок, размещением информации в прессе и на наиболее посещаемых сайтах в Интернете.

О предстоящей акции протеста активу инициативной группы следует заранее обязательно подать уведомление в органы власти (в Префектуру административного округа). Должна быть подготовлена резолюция на имя Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ и Мосгордумы. Копию документа можно отправить в мэрию Москвы. Резолюцию подписывают участники митинга. Не стоит сразу ждать легких и быстрых побед. Надо понимать, что составляемый документ на имя высших государственных чиновников является только важным элементом в хронике борьбы инициативной группы за права своих жителей. Это акция, на которой граждане открыто заявляют обществу о своей справедливой борьбе и предают широкой огласке факты, которые местные власти стараются замалчивать.

IV. ДОЛЖНО БЫТЬ ПОСТОЯННОЕ СОЧЕТАНИЕ ВСЕХ ЭТАПОВ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН.

Важно понять, что описанная последовательность действий является инструментарием, который надо уметь сочетать и не ограничиваться чем-то одним. Запросы властям должны сочетаться с организацией собраний, пикетов, митингов. Так как проблема уплотнительной застройки, когда происходит нарушение прав граждан, затрагивает многие районы Москвы, то необходимы единые массовые протестные действия жителей. Думать, что, проведя митинг или собрание во дворе своего, дома достигнешь результата, является опасным заблуждением. Власть боится нашего объединения и массовых акций с большим количеством участников. Этим и нужно пользоваться.

Информация о ситуации со строительством должна постоянно предаваться огласке. При необходимости, должна идти параллельная работа по созданию ТО. Надо требовать от депутатов МС выполнения решений сходов и собраний жителей. В своей борьбе целесообразно опираться на поддержку политических сил, у которых в программных документах содержатся позиции по защите социальных прав граждан.

КОМИТЕТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН

Председатель КЗПГ - С.В. Никитин

Сопредседатель КЗПГ - П.П.Басанец

Координатор КЗПГ - С.В. Селиванкин

Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/513425.html