Информация о конкурсе на поставку троллейбусов на сумму почти в 30 миллионов рублей в муниципальном унитарном предприятии «ИжГорЭлектроТранс» была официально опубликована в августе.

Претенденты на городской заказ боролись не на шутку(фото вверху). Заместитель председателя конкурсной комиссии Владимир Забильский считает, что только благодаря введению конкурсной процедуры город получит дополнительный бесплатный троллейбус (фото второй ряд справа). Начальник службы безопасности ТТУ чуть было не превратил открытый конкурс в закрытый (нижнее фото). Чтобы уточнить, где и когда будет проходить конкурс, я позвонила в приемную ТТУ. Каково же было мое удивление, когда секретарь, услышав мою фамилию и имя, в ответ спросила: «Во сколько за Вами отправлять машину?» Как выяснилось минутой позже, меня просто спутали с начальником отдела финансирования городской администрации Татьяной Кузнецовой, которая должна была принять участие в конкурсе. Забавно. Тем не менее, необходимую информацию мне, конечно же, дали: конкурсный отбор претендентов будет проходить в зале заседаний Трамвайно-троллейбусного управления на Маяковского, 7.
Там, на месте удалось узнать, что в России существует четыре предприятия, занимающихся производством троллейбусов. Сегодня их выпускается всего три вида: обычный троллейбус, сочлененный («гармошка») и низкопольный (без ступенек, но при наличии пандуса для въезда инвалидов-колясочников). Существует еще и троллейбус, способный проехать без контактной сети до 3 километров, но такое рогатое чудо можно увидеть только на дорогах Москвы.

День первый. Пятница, 9 сентября

К назначенному времени собрались представители трех из четырех участников конкурса. После недолгих выяснений - можно ли представителям средств массовой информации присутствовать в зале – стало ясно, что конкурс открытый, поэтому присутствовать разрешается. Ровно в 11.00 мы вошли в зал заседаний. Председательствующий Игорь Гликман объявил состав комиссии и со словами «кворум есть» начал называть претендентов: ОАО «Башкирский троллейбусный завод», ООО «Транс-Альфа» (г. Вологда), ООО «Троза-Маркет» (г. Энгельс) и ООО «Интер-партнер» (г. Ижевск).
На кон были поставлены 30 млн руб., на которые город рассчитывал получить десять троллейбусов: две модели с низким уровнем пола (8 млн руб.) и 8 - с высокими полами (22 млн руб.). После всех официальных формальностей, два члена комиссии - Светлана Сапожникова, начальник юридического отдела, и Сергей Павлов, начальник отдела правовой аналитики, - приступили к вскрытию конвертов с заявками.
Первым по дате поступления был пакет ОАО «Башкирский троллейбусный завод». Администрация предприятия «подсуетилась» со сбором документов, но скорость при сборе не помогла с такой же скоростью вскрыть конверт. Только с помощью ножниц содержимое удалось извлечь из конверта. Но на этом дело не кончилось, у башкирских троллейбусников, видимо, очень ответственные секретари – они так запечатали конверт с документами, что пару бумаг удалось достать из конверта с большим трудом. В течение 15 минут все содержимое тщательно просматривалось и регистрировалось в специальной таблице. За это время обстановка в зале заметно накалилась, собравшимся стало жарко и потребовалось включить кондиционер. Однако уже через несколько минут из-за не отрегулированного температурного режима, присутствующие замерзли…
Вторым на конкурс пришел пакет документов из Вологды от ООО «Транс-Альфа». Бумаги с легкостью изъяты из конверта и зарегистрированы. На все про все ушло около 4 минут. Чуть более 7 минут просматривались документы ООО «Тролза-Маркет» из Энгельса. Предприятие прислало на рассмотрение по заявке на каждый из двух лотов отдельно. А две заявки - два полных пакета документов. Потом вскрыли конверт единственного местного предприятия ООО «Интер-Партнер».
В 11 часов 32 минуты всех представителей предприятий-претендентов и прессу (представленную, кстати, только «Д») попросили выйти в коридор «на пять минут», чтобы дать возможность членам комиссии подробнее познакомиться с документами. Вместо 5 минут пришлось прождать около 2 часов.
За это время, сидя на мягком диване в приемной, из конкурентов солидные дяди превратились в добрых знакомых, но и в неофициальной обстановке разговор так или иначе касался работы. У троллейбусников в городе Энгельс так же, как и по всей стране, существуют проблемы с квалифицированными кадрами. Более 65 % рабочих давно перешагнули 35-летний возрастной рубеж. «Молодежи мало, но если приходят, то мы их холим и лелеем». А до знаменитого из песни города Вологда, оказывается, можно доехать только с пересадками, и на 1200 километров дороги в поездах уходит не меньше суток. Чем закончился первый, отборочный этап конкурса на поставку троллейбусов в первый день, узнать так и не удалось - со словами: «Работа идет. Конкурс продолжается», прессу вежливо попросили покинуть зал заседаний.

День второй. Вторник, 13 сентября

Все началось с того, что «Д» категорически отказался пускать в зал заседаний представительный мужчина, оказавшийся начальником службы безопасности г-ном Крыловым. На наши возражения по открытости конкурса он твердил одно и то же: «Всю необходимую информацию вы уже получили, остальное - после завершения работы комиссии». После долгих препирательств и звонков в приемную генерального директора «ИжГорЭлектроТранс» Игоря Гликмана, разрешение было, наконец, получено. Председательствующий докладывает результаты работы комиссии. Участникам предварительного конкурсного отбора были заданы дополнительные вопросы и определено время для их решения до 08.00 12 сентября.
У «энгельса» не хватало справки о задолженности в бюджетные и внебюджетные фонды и подтверждения, кто является учредителем предприятия. У «Интер-Партнера» запросили информацию о директоре предприятия и некоторые уточнения в договорах на реализацию общественного транспорта. К «Транс-Альфа» претензий не было. В адрес Башкирского троллейбусного завода было отправлено письмо о запросе справки по проплате налогов в разноуровневые бюджеты. На основании полученных ответов комиссия приняла решение: предварительный конкурсный отбор прошли три претендента из четырех, из участников конкурса выбыл ОАО «Башкирский троллейбусный завод».
К концу рабочего дня победитель все еще не был известен, эту информацию удалось получить только вечером по телефонам, взятым у участников конкурса. Ее же подтвердил начальник управления по муниципальным заказам администрации г. Ижевска Владимир Забильский, которому председатель конкурсной комиссии поручил дать официальный комментарий для СМИ. Победителем по обоим лотам члены конкурсной комиссии признали «Транс-Альфа» (г. Вологда). Вместо 8 троллейбусов с высоким уровнем пола это предприятие согласилось поставить 9 по цене 2,438 млн руб. («Тролза-Маркет» просила за 8 троллейбусов 2,818 млн руб., «Интер-Партнер» - 2,598 млн руб.). Итоги конкурса по лоту с низким уровнем пола не были такими однозначными: 2 троллейбуса будут поставлены по цене 3,980 млн руб. за штуку («Тролза-Маркет» предложила 3,006 млн руб., «Интер-Партнер» - 3,769 млн руб.), но члены конкурсной комиссии учли не только вопрос цены. Предложение Вологды оказалось на 100 процентов соответствующим всем техническим требованиям.

Автор: Татьяна КУЗНЕЦОВА