Компания Glencore, на долю которой приходится около 3% мировой торговли нефтью и нефтепродуктами, стала совладельцем нефтедобывающих активов в России. Она приобрела крупные доли в трех предприятиях “Русснефти”.


Glencore International – частная швейцарская компания, специализирующаяся на добыче и продаже нефти и металлов, а также сельскохозяйственной продукции c оборотом около $60 млрд. Glencore принадлежал ряд металлургических активов в России, в частности крупные пакеты в “Мечеле” и “Дальполиметалле”, но несколько лет назад она их продала. На долю компании приходится около 3% мировой торговли нефтью и нефтепродуктами.

Бывший президент “Славнефти” Михаил Гуцериев создал “Русснефть” всего три года назад. И поначалу его слова о том, что компания скоро будет добывать 10 млн т нефти, многие наблюдатели списывали на горячность его нрава. Но компания начала на удивление быстро обрастать активами, и сейчас она объединяет 22 небольших нефтедобывающих предприятия с суммарными запасами более 600 млн т. А добыча нефти в прошлом году действительно достигла заявленного уровня в 10 млн т.

Теперь совладельцем нефтедобывающих активов “Русснефти” стала международная трейдерская компания. Как сообщила сама Glencore на своем сайте, в феврале этого года компания купила доли величиной от 39,8% до 49% в трех дочерних предприятиях “Русснефти” — ОАО “Варьеганнефть”, ОАО “Ульяновскнефть” и ЗАО “СП “Нафта-Ульяновск”. По данным ЦДУ ТЭК, в прошлом году эти предприятия в совокупности добыли 2,3 млн т нефти, а их сырьевые запасы составляют около 80 млн т.

Продавец акций не назван, но им скорее всего была сама “Русснефть”. Ранее ее представители заявляли, что компании принадлежит по 100% “Ульяновскнефти” и “Нафта-Ульяновска”, а 91,24% “Варьеганнефти” находилось в номинальном держании близкого к Гуцериеву АКБ “БИН”.

Тесные партнерские отношения у Glencore и Гуцериева завязались еще в пору его работы в “Славнефти”. Будучи тогда госкомпанией, “Славнефть” экспортировала через этого трейдера часть своей нефти, а в 2001 г. Glencore организовала для нее кредит европейских банков на $160 млн.

Glencore сразу же стала экспортировать нефть и собственной компании Гуцериева — “Русснефти”. И как позже выяснилось, немало способствовала ее экспансии — Glencore одалживала “Русснефти” средства для скупки нефтедобывающих компаний. Так, в декабре 2003 г. и феврале 2004 г. одна из “дочек” международной компании предоставила “Русснефти” два кредита на общую сумму $295 млн для приобретения за $456 млн более 60% акций “Белкамнефти” и еще двух небольших добывающих предприятий в Коми и Новосибирской области.

И в “Русснефти”, и в Glencore отказались рассказать о сделках, в результате которых трейдер стал владельцем долей в предприятиях “Русснефти”. А источник, знакомый с ситуацией вокруг этих компаний, предполагает, что акции “дочек” “Русснефти” переданы Glencore в рамках реструктуризации займов, ранее выданных компании Гуцериева.

Аналитик FIM Securities Лев Сныков оценивает активы, которые перешли от “Русснефти” к Glencore, в $400-500 млн исходя из цен в $0,8 за баррель запасов и $20-30 за баррель добычи нефти. Эксперт предполагает, что Гуцериев был вынужден поделиться акциями в счет оплаты кредитов, а Glencore может рассматривать эти активы как финансовую инвестицию — ведь стоимость запасов нефти постоянно растет. Сныков не исключает также, что “Русснефти” потребовались деньги на приобретение нефтеперерабатывающих мощностей, которые пригодились бы компании с быстро растущей добычей.

А Сергей Суверов из Газпромбанка оценивает приобретенные Glencore активы гораздо выше — в $300 млн за ульяновские предприятия и в $400 млн за “Варьеганнефть”. По мнению Суверова, средства, оставшиеся от погашения долгов, “Русснефть” направит на приобретение новых добывающих предприятий.

Источник http://www.vedomosti.ru

Постоянный адрес новости http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2005/08/19/96046