Приговоренный к 18 годам тюрьмы челябинский экс-депутат Александр Морозов создает благотворительный фонд по борьбе с организованной преступностью и терроризмом "Антитеррор-Морозов". Преступная группировка Морозова в середине 90-х годов наводила ужас на всю область. По словам очевидцев, за восемь лет отсидки Морозов круто изменился и покаялся в содеянных преступлениях. Теперь он готов поделиться с силовиками и политиками рецептами борьбы с преступностью и правовой безграмотностью граждан. Идеи 36-летнего сидельца транслирует Алексей Шуховцев, который познакомился с ним в августе 2003 года в следственном изоляторе.

- Когда мы встретились с Александром, - вспоминает А. Шуховцев, вышедший на свободу условно-досрочно два месяца назад, - мне сразу в глаза бросилось, какой это сильный человек. Матерый, закоренелый такой мужик!

С Морозовым отсидевший три года Шуховцев, по его словам, сошелся легко в силу неприятия воровских законов. В ИК-3 Алексей организовал редакцию стенгазеты, радиостудию, духовно-патриотический кружок при церкви, где заведовал православной библиотекой. Здесь Шуховцев пересекся с осужденным за взятку экс-мэром Миасса В. Григориади, но убежден, что такого уважения, каким пользуется у заключенных Морозов, тому не добиться.

По словам А. Шуховцева, Александр постоянно борется за права осужденных. Находясь в СИЗО, он однажды потребовал стоматолога. Когда врач прибыл в застенки, Морозова попросили отозвать "телегу". На что экс-депутат в гневе сказал, что зубной здесь нужен не ему лично, а всем!

- В ИК-2 Александр организовал секцию по защите прав заключенных, - улыбается А. Шуховцев. - Попросил расширить производство шлакоблоков на производстве при колонии за счет нового оборудования. Ратовал за то, чтобы станок появился в следственном изоляторе. В судах требует нормальных условий для обеда: заседания длятся по нескольку часов, а выдают только сухой паек.

В областном управлении исполнения наказаний к инициативам Морозова относятся намного прозаичнее. О нем отзываются как о проблемном "клиенте", который постоянно нарушает режим и кочует по карцерам.

- У него сразу отношения с руководством не сложились, - объясняет А. Шуховцев. - Однажды при обыске его заставили раздеться и три раза присесть. Он в ответ, мол, покажите документ, регламентирующий такое унижение.

Александр Морозов родился в 1969 году в Златоусте в семье воспитательницы детсада и железнодорожника. После школы поступил в Златоустовский металлургический техникум, но так его и не окончил. Возглавляемая им фирма "ФРИ" являлась одним из крупнейших поставщиков зерна ликероводочному комбинату "Казак Уральский". К 1994 году А. Морозов стал владельцем большинства коммерческих киосков Златоуста. В 1996 году он организовал скандально известный фонд содействия пострадавшим в Чечне "Терек". Тогда же выиграл выборы в Законодательное собрание области. К тому времени под контролем морозовцев оказались ключевые посты на комбинате "Казак Уральский". С завода выводились миллиарды неденоминированных рублей. На отмытые за рубежом деньги приобретались дорогие машины и шикарные виллы в Испании. Арестовали А. Морозова в мае 1997 года, когда он на своем джипе сбил сотрудника ГАИ и скрылся. При задержании в портфеле депутата обнаружили револьвер. Его лишили депутатских полномочий и неприкосновенности и приговорили к трем годам колонии общего режима. В защиту Морозова высказывались известный борец с коррупцией бывший следователь Т. Гдлян, генерал и депутат Госдумы Л. Рохлин, председатель ЛДПР В. Жириновский. Затем появились и более веские обвинения: организация преступного сообщества, убийства генерального директора "Казака Уральского" Подшивалова и конкурента по предпринимательской деятельности в Златоусте Михальченко, который был расстрелян боевиками Морозова из автоматов. На счету группировки изнасилование несовершеннолетней девушки при свидетелях в златоустовском ДК "Металлург", вымогательство, нападение на кассира с зарплатой для одного из предприятий. После годичного расследования материалы уголовного дела составили 40 томов, а скамью подсудимых с Морозовым разделил 21 подельник. В 2001 году экс-депутата приговорили к 20 годам лишения свободы, позднее по кассационной жалобе срок был "смягчен" до 18 лет колонии строгого режима. Судебные разбирательства по делу А. Морозова длятся до сих пор. Сейчас областная Фемида раскручивает клубок так называемых экономических преступлений.

Зато среди заключенных Морозов на ином счету. Воспользоваться услугами его адвоката здесь считается хорошим тоном. Кто-то к предложениям экс-депутата относится скептически, но если речь заходит о правах осужденных, рады помочь. А конфликтовать не решаются - себе дороже. Тех, кто за глаза называет его Морозом, он быстро пресекает: "Я - Морозов!"

В застенках мастер спорта по боксу Морозов не закурил. Несмотря на хронический гайморит, не забывает о спорте и очень много читает - Ильина, Соловьева, Данте, Вергилия, наизусть цитирует Байрона:

- И все время что-то пишет, - вспоминает А. Шуховцев. - У него вещей-то личных - наперечет, зато книг - два чемодана. Александр планирует опубликовать воспоминания о своей жизни с трехлетнего возраста, только вот имена и названия придется, видимо, поменять, ведь там все по-настоящему.

Что представляет собой фонд "Антитеррор-Морозов"? Пока это лишь несколько страниц устава и письменное приложение с душераздирающими цитатами из "Божественной комедии" Данте. Фонд имеет юридический адрес, но офиса нет. В учредителях значатся сам А. Морозов и его знакомый правовед. Целей и задач - громадье. Среди них - оказание юридической и психологической помощи осужденным и их родным, борьба с оргпреступностью, помощь власти в искоренении терроризма и коррупции, социальные программы для населения и даже участие в местных и общероссийских выборах. Но главная цель, по мнению А. Морозова, - объединение здоровых сил гражданского общества ради идеи воспитания в народах России национального духовного характера. Красиво, но на какие деньги? Документ гласит, что фонд будет развиваться на основе добровольных взносов, извлечения прибыли в его задачах нет, поскольку "Антитеррор-Морозов"- некоммерческая организация.

- Главное - начать, - считает А. Шуховцев, который в фонде отвечает за связи с общественностью, - а деньги придут. У Александра на свободе остались влиятельные знакомые, помогут и родственники других осужденных.

Письма с изложением целей и задач фонда А. Морозов шлет не только в "Челябинский рабочий", но и в силовые ведомства. Ему отвечают, мол, идея хорошая, надо рассмотреть. Три письма президенту Путину, как и предполагалось, остались без ответа. Немногие и в нашей области решаются идти на контакт с осужденным, не веря в искренность создателей фонда "Антитеррор-Морозов".

Бывший председатель областной Думы и экс-генеральный директор Златоустовского металлургического завода Вячеслав Скворцов, стоявший у истоков дела Морозова, планирует опубликовать мемуары бывшего противника и верит, что идея создания фонда - вовсе не утопия.

- На прошлогоднем судебном заседании Саша публично извинился передо мной, я простил, - поведал В. Скворцов, - с тех пор между нами завязалась переписка. Морозов круто изменился за восемь лет. Это уже не эксцентричный и грубый парень, привыкший решать проблемы кулаками и автоматами, а личность.

Напомним: в феврале 1997 года "личность" с 30 братками вывезла В. Скворцова в ДК "Металлург" Златоуста и настойчиво "порекомендовала" оставить кресло гендиректора ЗМЗ. Скворцов отказался и написал заявление в прокуратуру, после чего, по собственному признанию, два месяца жил под прицелами снайперов.

- Он раскаялся, я точно знаю, - считает В. Скворцов, ныне советник губернатора и председатель гражданского форума области, - а силовики считают, что письма Морозова пишут его адвокаты, добиваясь помилования. Не подумайте, что я спаситель бывших преступников. Мне интересно, как меняется Морозов. Его энергию, смелость, если хотите, этакую "шизофрению" - в хорошее бы русло. Я постараюсь провести "круглый стол" на тему деятельности фонда с участием начальника областного управления ФСИН Владимира Жидкова.

Источник http://allrussia.ru